Москва. Мясницкая. Дом Центросоюза.

Дом Центросоюза начали строить, когда в моде еще был архитектурный авангард (в 1928 г.), а достроили, когда вкусом уже правил неоклассицизм (в 1937 г.), - хотя ни на внешнем, ни на внутреннем облике здания означенный идейный "разлом" особенно не отразился. Дом Центросоюза - историческое название отсылает к "нэповскому" Всесоюзному обществу кооператоров - это материализованная память о времени активных культурных связей Страны Советов с мировым прогрессивным искусством, лучшие представители которого в 1920-ые гг. были озабочены проектированием новых форм пространства. Одним из таких людей был и знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье (1887-1965).

Свое творческое кредо герой нашего очерка сформулировал всё в те же 1920-ые гг., и называлось оно "Пять отправных точек современной архитектуры": 1. Железобетонные столбы-опоры, 2. Плоские крыши террасы, 3. Свободная планировка внутреннего пространства, 4. Ленточные окна, 5. Свободный фасад здания. Все эти революционные архитектурные идеи прослеживаются в Доме Центросоюза, который должен был стать самым новаторским офисным зданием своего времени. К сожалению, не стал. То ли потому, что в эпоху консервативного неоклассицизма проектировать новые формы организации пространства было уже, как минимум, неактуально; то ли потому, что шедевр европейского модернизма отдали в свое время такой скучной и приземленной организации как ЦСУ (Центральное статистическое упраление), которой уже в наши дни наследовал Росстат. В общем, Дом Центросоюза так и не реализовался в качестве работающей модели модернистской архитектурной мысли. Хотя в наши дни, - когда тон задает эргономика и функциональный подход, - "оживить" это здание кажется вполне выполнимой задачей. Было бы желание! Для начала надо просто еще раз внимательно ознакомиться с "Пятью отправными точками современной архитектуры"...


ФОТО 1. У Дома Центросоюза аж целых два адреса (ул. Мясницкая, 39 и пр-т Академика Сахарова, 37). С октября 2015 г. у входа в здание со стороны Мясницкой улицы стоит (сидит?) скульптура Ле Корбюзье (скульптор А.В. Тыртышников).
IMG_8525.JPG


ФОТО 2. Фасад здания со стороны Мясницкой - это иллюстрация идеи "ленточных окон" (см. "Пять отправных точек современной архитектуры"). Как известно, несущих стен в модернистской архитектуре просто не существует. В связи с этим ничто не мешало Ле Корбюзье осуществить тотальное остекление целой стороны здания, что согласуется с еще одной "отправной точкой" - идеей свободного фасада: идеальное модернистское здание должно быть прозрачно, должно буквально просматриваться насквозь.
IMG_8525.JPG


ФОТО 3. Особое настроение зданию придает конечно же красно-розовый артикский туф. Шероховатая фактура этого естественного материала вполне отвечает архитектурной эстетике модернизма. Мне здесь также интересен узнаваемый по типовым домам 1970-ых гг. "рисунок" блочного жилого дома.
IMG_8525.JPG


ФОТО 4. Вид со стороны проспекта Академика Сахарова. Обратите внимание на плоские крыши, также реализующие одну из "Пяти отправных точек современно  архитектуры". По хорошему, - в соответствии с изначальными замыслами Ле Корбюзье, - эти огороженные площадки должны бы использоваться как террасы с зелеными насаждениями. Кстати, комплексная концепция "зеленого города" - это тоже Ле Корбюзье.
IMG_8525.JPG


ФОТО 5. Вся эта груда камня и стекла держится на железобетонных столбах-опорах (еще одна "отправная точка современной архитектуры"!), некоторые из которых проглядываются через прозрачные стены. Гигантская этажерка!
IMG_8609(5).JPG


ФОТО 6. Полукруглая колоннада на пр-те Академика Сахарова - это, пожалуй, единственная дань истории архитектуры, которую можно найти во внешнем облике Дома Центросоюза.
IMG_8609(5).JPG


P.S.
Все фотографии сделаны 05.03.2017.
Строгое, серьезное здание. Скульптура Ле Корбюзье его немного оживляет. Для Росстата как раз подходит.
Насчет Росстата всё-таки не соглашусь - в Доме Центросоюза, должны бы работать люди креативных профессий. Как мне кажется, они бы использовали его пространство более интересно.
А, вообще-то, да. Но пойдет ли на это государство, здание же, наверное, ему принадлежит.
Вывести Росстат из здания на Мясницкой - это всё равно, что вывести ФСБ из более известного здания на Лубянке...) Ни госстатистику, ни госбезопасность отменять никто не собирается.
И тут Корбюзье руку приложил, надо же! У меня он до сих пор ассоциировался только с "многоножкой" на Беговой.
Дом авиаторов, про который Вы говорите, - это уже 1970-ые, хотя его создатели безусловно вдохновлялись идеями именно Ле Корбюзье.