Душевный минимализм, или Этюд о музыке Йоханна Йоханнссона

Диск, про который я сегодня буду рассказывать, был приобретен мной в 12 Tónar (есть такой популярный музыкальный магазин в центре Рейкьявика). 12 Tónar - это еще и независимый записывающий лейбл (record label), который выпускает малоизвестных - как для Старого, так и для Нового света - артистов исландского происхождения. Впрочем, ыстречается в его релизах и одно по-настоящему громкое имя - Йоханн Йоханнссон. Самый известный (на сегодняшний день) композитор Исландии родился в Рейкьявике в 1969 г. В юности увлекался рок-музыкой, однако ближе к зрелым годам его музыкальное творчество балансировал где-то между камерным академическим звучанием и экспериментальной электроникой в духе эмбиент (ambient). Связующим звеном между двумя полюсами была (и остается до сих пор) эстетика музыкального минимализма.


ФОТО 1. Формально "Copenhagen dreams" (2012, 12 Tónar) является саундтреком к одноименному документальному фильму датского режиссера Макса Кестнера. В альбоме 19 треков, посвященных тем или иным эпизодам картины. Некоторые названия отсылают к топонимике Копенгагена, в которой я, - хоть и был в этом городе, - ориентируюсь слабо. В общем, прослушивая альбом, визуализировал совершенно автономно от неизвестного мне видеоряда фильма-первоисточника.
IMG_8357.JPG

Послушаем несколько треков на выбор...

14.There`s no harm done.
В буквальном переводе с английского: "Вред не причинен". Музыкальная ткань трека - холодная и отстраненная "эмбиентная" электроника. Субъективные образы, порождаемые музыкой: снежное поле, или же заснеженная площадь какого-нибудь скандинавского города в безлюдный воскресный вечер. Общее настроение: тревога, сомнения, ожидание неизвестного. В конце трека один из повторяющихся звуков начинаешь принимать за телефонный звонок.

15. They had to work it out between them.
Перевод; "Им нужно было прояснить в отношениях между собой". Лиричный и лишенный слов женский вокал по-видимому намекает на какую-то историю про Неё и про Него. Часы неумолимо отстукивают отмеренные для очередной love story сроки. Под конец остается только бездушный бой часов. Теплая и совсем не-безысходная грусть.

16. She loves to ride the port ferry when it rains.
Переводим так: "Она любит кататься на пароме в дождливую погоду". Чистая акустика: светлые и вдумчивые ноты льются из-под клавиш фортепиано, за которым, кажется, сидит сам Йоханн Йоханнссон. Кто сказал, что дождь - это грусть и тоска? Может быть, и он создан для радости? Только не для такой, чтобы, понимаешь, singing in the rain и т.д.; а для такой, чтобы обилие влаги вовне порождало в душе легкое "акварельное" настроение и чтобы никто не мешал этому сугубо интимному процессу.


ФОТО 2. Диск и обратная сторона конверта.
IMG_8357.JPG
Про Бьорк почему-то даже не вспомнил, - а ведь она тоже композитор...