Прогулки по Ичери-шехер. Часть 2: Основные достопримечательности.

Рассказ об основных достопримечательностях Ичери-шехер невозможен без краткой исторической справки на тему, кто такие ширваншахи и как они связаны с Баку.

Государство ширваншахов (Ширванское государство) - это довольно продолжительный период (861-1538) в истории Баку, Апшеронского п-ва и Азербайджана. Всё началось с распада некогда могущественного Арабского халифата: когда был убит багдадский халиф Аль-Мутаваккиль, в провинции Ширван (территория современного Азербайджана) местный назначенный правитель Хайсам ибн Халид объявил себя шахом (ширваншахом) - независимым исламским монархом. Таких самопровозглашенных шахов в те времена было много, но далеко не все подобные государства могли похвастаться впоследствии столь продолжительным пребыванием на исторической арене. Государство ширваншахов насчитывает почти 7-вековую историю: оно пережило вторжение турков-сельджуков, вторжение монголов Чингисхана и, наконец, вторжение Тамерлана. Вплоть до конца XII в. столица государства находилась в городе Шемаха, после чего была перенесена ближе к морю - в специально укрепленный ширваншахами Баку. Периоды политического могущества чередовались с периодами вассальной зависимости от более сильного соседа: все три сменившие друг друга династии (Мазьядиды, Кесраниды, Дербениды) умели до поры до времени лавировать, пока Ширванское государство не поглотили иранские Сефевиды. Однако это уже совсем другая эпоха в истории Азербайджана...


ФОТО 1. Есть на территории дворца ширваншахов дворик, в котором находится здание Диванханы. Отсюда хорошо виден купол большого дворца. Как известно, на Востоке место обсуждения государственных дел находилось в непосредственной близости от места проживания властителя.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 2. Дворик опоясывает невысокая колоннада, под сводами которой приятно укрыться от летнего зноя.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 3. Как и все здешние постройки, Диванхана имеет отношение к XV в. - времени наибольшего могущества ширваншахов.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 4. Вход в Диванхану. Здесь проводились заседания дивана - законосовещательного органа при абсолютном правителе в средневековом исламском государстве. Можно предположить, что здесь же шли официальные приемы и прочие административные ритуалы.
IMG_8597 (25).JPG


Несмотря на то, что здание вполне соответствует типу Диванханы, есть также версия, что, на самом деле, ширваншах Фаррух Ясар I (1465-1500) задумывал его как шахский мавзолей. Так это или нет, сейчас уже вряд ли выяснишь, поскольку от Ширванского государства нас отделяет почти пять веков. Хозяевами Ичери-шехер за это время побывали не только иранские Сефевиды, но также правители Бакинского ханства и российский военный гарнизон.


ФОТО 5. Это центральный вход в шахский дворец.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 6. Минарет шахской мечети. В надписи, опоясывающей башню, упоминается имя заказчика - ширваншаха Халил-уллы I (1417-1465), а также дата постройки - 1441/1442.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 7. На нижнем ярусе дворцового комплекса размещены шахская мечеть и мавзолей семьи ширваншахов (стена слева).
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 8. Внутри шахской мечети.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 9. Внутри мавзолея семьи ширваншахов. Строительство усыпальницы также связано с именем шаха Халил-уллы I (1417-1465), о чем свидетельствует надпись перед входом. Там же упоминается дата: 1435/1436. Известно, что мавзолей был построен архитектором Мухаммедом Али для захоронения матери Халил-уллы I - Бике-ханум и его 6-летнего сына - Фарруха Ямина. Затем здесь были погребены сам Халил-улла I, его жена Ханика-ханум, а также его сыновья Мухаммед Ибрагим, Амир Бахрам и Шейх Салех.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 10. А это совсем другой мавзолей, фактически подземный склеп. Это - захоронение Сеида Яхья Бакуви, который был придворным ученым ширваншаха Халил-уллы I и обучал его детей Корану и светским наукам. Кроме того, Сеид Яхья Бакуви был известен как суфий - автор множества сочинений мистического толка.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 11. Сам мавзолей Сеида Яхья Бакуви находится под остатками мечети-медресе Кей Губад, которая была построена во времена правления ширваншаха Кей Губада ибн Фаррухзада II (1317-1356). Считается, что именно в этом здании Сеид Яхья Бакуви преподавал детям ширваншаха Халил-уллы I. Статус "остатков" подчеркивается информационной табличкой неспроста: это один из памятных для национального самосознания "стигматов" азербайджанско-армянского противостояния в марте 1918 г. Тогда советская власть утвердилась в Баку во многом благодаря массовым убийствам, которые осуществлялись вооруженными отрядами дашнаков. Стрельба (в том числе артиллерийская) велась и здесь - в Ичери-шехер.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 12. Минарет старейшей в Баку мечети Мухаммеда (Məhəmməd məscidi). Сохранившаяся на одной из стен храма арабоязычная надпись сообщает о точной дате его постройки: 1078-1079 (471 г. хиджры). С минаретом связана одна интересная история из времен, - как ни странно, - Петра Великого. Дело в том, что знаменитый Персидский поход российского императора не завершился взятием Дербента в 1722 г. В 1723 г. (уже без непосредственного  участия царя) к Баку отправилась флотилия под руководством адмирала Матюшкина. В ответ на отвергнутый ультиматум российские корабли начали бомбить прямо по святыням Ичери-шехер. Один из снарядов повредил минарет мечети Мухаммеда, и его пришлось реставрировать (обратите внимание на разную облицовку!).
IMG_8597 (25).JPG


В 1723 г. Баку все-таки капитулировал перед флотилией Матюшкина. В составе Российской империи (в первый раз!) Баку был в короткий период с 1723 до 1735 г.


ФОТО 13. Джума-мечеть (Cümə məscidi). В нынешнем своем виде храм представляет собой постройку начала XX в. Однако перед нами своего рода "третья мечеть": на этом же самом месте была мечеть, построенная в начале XVII в. - при персидском шахе Аббасе I, а до нее была "первая мечеть", о времени возведения которой можно только догадываться. Предполагается даже, что в совсем уже древние, до-исламские времена на этом самом месте был зороастрийский "дом огня".
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 14. Полюбуемся узором ворот перед входом в мечеть...
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 15. Бегляр-мечеть (Bəylər məscid). Тоже из разряда оздних построек, возведенных на месте более старых. Мечеть датируется 1895 г. На заднем плане - современный mural, который поближе можно увидеть здесь.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 16. Баня Гасым Бея (Qasım bəy hamamı) - один из исторических хамамов Ичери-шехер. Былf построена еще в XVIII в.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 17. На месте старинной площади - экспозиция под открытым небом: резные могильные плиты, каменные скульптуры...
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 18.  Т.н. Четырехугольная башня. Эта постройка XIV в. - самая большая из крепостных башен Ичери-шехер.
IMG_8597 (25).JPG


ФОТО 19. Обзор основных достопримечательностей Ичери-шехер я закончу на архитектурном объекте, который является символом не только самого Ичери-шехер, но и всего Баку. Девичья башня (Qız Qalası). Точная и даже приблизительная дата постройки этого величественного сооружения неизвестна. Ученые говорят о XII в. - времени, когда Баку активно застраивалась ширваншахами с целью перенести сюда столицу из Шемахи. Впрочем, возможно, что Девичья башня еще древнее. После возведения вокруг Баку крепостных стен, она стала частью единой фортификационной системы. В XIX в., - тогда море еще вплотную подступало к южным стенам Ичери-шехер, - Девичья башня выполняла роль маяка.
IMG_8597 (25).JPG


P.S.
Все фотографии были сделаны 8 и 12 мая 2017 г.
На прежней банкноте в 10 000 манат как раз был изображен комплекс Ширваншахов, поэтому она получила прозвание "Ширван"). Заместо, например, 30 000 говорили : "Три ширвана".

Кстати, ширван - было бы хорошее название для азербайджанской национальной валюты. Манат - он, например, и в Туркмении манат, а вот ширван был бы такой один!
Манат в этих странах уже, скажем так, исторически закрепленное название, даже на советских рублях использовалось, так и осталось. Хотя "ширван", конечно, красиво звучит.

Edited at 2017-06-07 10:19 am (UTC)
"Бир манат" на 1-рублевой купюре помню из детства...) Не так давно узнал, что "манат" восходит к русскому слову "монета".
Позволю себе продолжить этимологическую цепочку и вынести следующее смелое, но вполне обоснованное утверждение: если бы в Древнем Риме не было культа богини Юноны (Junona Moneta), не было бы и азербайджанского маната...)

Edited at 2017-06-07 11:16 am (UTC)
Да). Только на латинском правильно Iuno Moneta, корень Iunon- уже при склонении, в генетиве появляется.

Edited at 2017-06-07 11:28 am (UTC)
Да, вы правы насчет склонения Juno... Появляются пробелы в знании латыни...)
Красивая архитектура. Но Девичья башня мне всё-таки больше Стамбульская нравится.
"Но Девичья башня мне всё-таки больше Стамбульская нравится".

Казнить нельзя помиловать...) Какая всё-таки больше нравится?
Башню Галата знаю на европейском берегу, Девичья - совсем другая башня, в Босфоре у азиатского берега
Совсем забыл, что в Стамбуле есть своя Девичья башня. Эх, память моя девичья!..)
Заглянули в исторические места. Интересно, что мечети и мавзолеи не разрушили в советское время. Да и вообще много старинных зданий в хорошем состоянии.
Тут, надо признать, большая заслуга современной политической власти Азербайджана: вкладываются средства в реставрацию Ичери-шехер и вообще идет большая PR-раскрутка этого места. Что касается советского времени, то я могу ошибаться, но на на окраинах "империи" никогда не проявлялась большая анти-религиозная активность.
И это хорошо, что историю сохраняют, а не как в Сирии происходит, что одни сохраняли, а другие пришли и растащили.
Бывает по разному. Одно ясно: нация не существует без материальных памятников своего прошлого.