Музей Ар Деко в Москве

Эпоха Ар Деко оставила свой узнаваемый след в архитектуре, моде, повседневной жизни и кинематографе 1920-1930-ых гг. Ар Деко узнаешь по характерному геометризму линий, по культу стройного тела, а также по использованию в дизайне не-классических материалов (слоновая кость, эбеновое дерево, алюминий и т.п.). Принято считать, что вся эта блистательная эпоха прошла мимо нас в то самое время, когда в Стране Советов выполнялись пятилетки и репрессировались "враги народа". Это не совсем так: ломаные линии стиля Ар Деко нет-нет, да и встретишь то на фасаде вполне себе "неокласицистского" здания, то на потолке станции московского метро. Однако, что касается предметов интерьера - пресловутой "буржуазной роскоши" - тут действительно имеет место громадная лакуна. Впрочем, я хотел сказать: имела место... В 2014 г. в Москве - на базе частной коллекции предпринимателя Мкртича Окрояна - был открыт Музей Ар Деко. Посетитель имеет возможность познакомиться с огромным собранием скульптур из слоновой кости и бронзы, а также утилитарных вещей (мебель, осветительные приборы), в полной мере выражающих изобретательный и по-своему эксцентричный стиль двух межвоенных десятилетий.


ФОТО 1. "Танцовщица из Анкары". Автор: Клер Жанн Робер Колине (1880-1950). Техника: слоновая кость, бронза, золочение, патинирование.
IMG_8632.JPG


ФОТО 2. Общий вид одного из залов музея. На переднем плане - письменный стол от Поля Фолло (1877-1941). Материал: макассар (эбеновое дерево), кожа, слоновая кость.
IMG_8632.JPG


ФОТО 3. "Таис". Автор: Дмитрий Чипарус (1886-1947). Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание, патинирование.
IMG_8632.JPG


ФОТО 4. "Дамасская танцовщица". Автор: Дмитрий Чипарус (1886-1947). Техника: слоновая кость, бронза, патинирование.
IMG_8632.JPG


ФОТО 5. "Тестрис". Автор: Дмитрий Чипарус (1886-1947). Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание, патинирование.
IMG_8632.JPG


ФОТО 6. "Аюта". Автор: Дмитрий Чипарус (1886-1947). Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание, патинирование. Здесь мы видим во всей красе т.н. "плиссированную юбку". В 1920-1930-ых гг. этот стиль в одежде было принято называть "дельфийским платьем". Его изобретатель - испанский дизайнер Мариано Фортуни.
IMG_8597.JPG


ФОТО 7. "Танцовщица со змеей". Автор: Отто Пёрцель (1876-1963). Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание, серебрение.
IMG_8663.JPG


ФОТО 8. "Танго". Автор: Дмитрий Чипарус (1886-1947). Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание, патинирование. В скульптуре запечатлены звезды немого кино Рудольфо Валентино и Наташа Рамбова, играющие в фильме "Четыре всадника Апокалипсиса" (1921). Говорят, мода на танго по обе стороны Атлантики пошла именно с этого танца двух актеров.
IMG_8601.JPG


ФОТО 9. Крупным планом...
IMG_8597.JPG


ФОТО 10. "Друзья навеки". Автор: Дмитрий Чмпарус (1886-1947). Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание, золочение, серебрение
IMG_8632.JPG


ФОТО 11. "Аристократы". Автор: Отто Пёрцель (1876-1963). Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание. Русская борзая - живой атрибут аристократизма - вошла в моду вместе с эмигрантами из России.
IMG_8632.JPG


ФОТО 12. "Венецианская пара". Автор: Арманд Годар. Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание, патинирование.
IMG_8597.JPG


ФОТО 13. "Торжественное появление". Автор: Марсель-Андре Бурен (1886-1948). Техника: слоновая кость, бронза, патинирование, вставки полудрагоценных камней.
IMG_8663.JPG


ФОТО 14. "Экзотическая танцовщица". Дмитрий Чипарус (1886-1947). Техника: бронза, серебрение.
IMG_8597.JPG


ФОТО 15. "Девушка у стены". Автор: Дмитрий Чипарус (1886-1947). Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание.
IMG_8632.JPG


ФОТО 16.  "Девушка за книгой". Автор: Гердаго (1906-2004). Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание.
IMG_8632.JPG


ФОТО 17. "Всадница". Автор: Пьер Ле Фагюэ (1892-1935). Техника: слоновая кость, бронза, холодное окрашивание. Композиция интересна применением в качестве изобразительного средства геометрических линий - типичный признак дизайна эпохи Ар Деко.
IMG_8663.JPG


ФОТО 18. "Женский портрет". Автор: Стефан Дакон (1904-1992). Техника: Бронза, холодное окрашивание, постамент из оникса.
IMG_8597.JPG


ФОТО 19. Настольная лампа. Автор: Эдгар Брандт (1880-1960). Техника кованого железа.
IMG_8632.JPG


ФОТО 20. Настольная лампа. Авторы: Поль Кисс (1895-1962), Шарль Шнайдер (1881-1953). Техника кованого железа.
IMG_8597.JPG


ФОТО 21. Настольная лампа. Автор: Альбер Шёре (1884-1966). Техника: бронза, серебрение, алебастр.
IMG_8597.JPG


ФОТО 22. Панно "Жатва". Автор: Жан Дюнан (1877-1942). Техника: дерево, резьба, лак, листовое золото. Создано для Всемирной выставки 1937 г. в Париже.
IMG_8597.JPG


ФОТО 23. Панно "Охота". Автор: Жан Дюнан (1877-1942). Техника: дерево, резьба, лак, золочение. Авторская копия оригинальной композиции, созданной для сигарного салона 1-класса лайнера "Нормандия". Помимо "Охоты" Жаном Дюнаном были выполнены панно под названиями: "Рыбалка", "Спорт", "Сбор винограда", "Танец" и "Приручение лошади".
IMG_8632.JPG


ФОТО 24. В качестве примера первоклассной работы по дереву в эпоху Ар Деко можно продемонстрировать фрагмент шкафа из бука, созданного ок. 1930 г. мастером Морисом Дюфреном (1876-1955).
IMG_8663.JPG


ФОТО 25. Свой рассказ о посещении Музея Ар Деко хочу завершить показом немного необычного предмета интерьера - держателя для зонтиков, без которого, представьте, не могли обходиться в лучших домах своего времени. Автор: Эдгар Брандт (1880-1960). Техника: кованое железо, бронза, золочение.
IMG_8663.JPG


P.S.
Как добраться? Доезжаете на метро до станции "Воробьевы горы" и двигаетесь от последнего вагона к выходу в сторону Олимпийского комитета. Далее идете вдоль набережной Москва-реки в сторону Андреевского моста, но до него не доходите, а поворачиваете налево у шлагбаума бизнес-центра "Союз".  Точный адрес: Лужнецкая наб., д. 2/4, стр. 4, подъезд 2.

P.P.S.
Все фотографии сделаны 22.04.2017.
Понравилось, с интересом посмотрел. Хорошо, что частные коллекционеры дают возможность людям посмотреть на красоту.
Очень люблю частные музеи, - в них ощущается большая персональная любовь коллекционера к предмету своего собирания. И готовность делиться этой любовью! В госмузеях такого никогда не встретишь.