Полоцк. Костёл св. Андрея Боболи.

Не считая руин бернардинского монастыря, костёл св. Андрея Боболи - это, пожалуй, единственная достопримечательность левобережного Полоцка. Храм был построен, - еще говорят, перестроен из бывшего кинотеатра - в 1996 г. и освящен в честь самого известного католического святого Белоруссии.

Андрей Боболя (1591-1657) был поляком по рождению; однако, вступив в орден иезуитов и приняв сан священника, связал свою судьбу с миссионерской проповедью в Великом княжестве Литовском, жители которого исповедовали по преимуществу православие или (после Брестской унии 1596 г.) униатство. Помимо полемических способностей, Андрей Боболя прославился большим мужеством морального свойства: во время эпидемии чумы в Бобруйске он ухаживал за зараженными и хоронил умерших. К сожалению, в те годы начитанности и энергии этого пламенного католического миссионера православным противопоставить было нечего. Однако в 1654 г. началась затяжная русско-польская война и появились люди, которые готовы были устранить его физически, без участия в каких-либо диспутах. Коротко говоря, Андрей Боболя был схвачен казаками Богдана Хмельницкого в деревне Янов (ныне г. Иваново Брестской обл.) и умерщвлен после изуверских пыток.

ФОТО 1. Вид на костёл со стороны входа в ворота.
IMG_9021.JPG


Зайдем внутрь храма...

ФОТО 2. Распятие при входе.
IMG_9064.JPG


ФОТО 3. Распятие в алтарной части.
IMG_9064.JPG


ФОТО 4. Традиционный орган в западной части костёла.
IMG_9064.JPG


ФОТО 5. Икона св. Андрея Боболи. Здесь хранятся его мощи, которые были перенесены из одноименного храма в Варшаве.
IMG_9064.JPG


В верхнем ярусе храма - прекрасные образцы настенной живописи, иллюстрирующей житие священномученика.


ФОТО 6. Здесь, как видите, изображена мирная жизнь белорусской  деревни. Местные благочестивые селяне идут под благословление святого человека. Рай, так сказать.
IMG_9064.JPG


ФОТО 7. А это ад истязаний. Со школьной скамьи, - проходя на уроках литературы гоголевского "Тараса Бульбу", - мы привыкли видеть в запорожцах благородных воинов, которых невозможно ассоциировать с избиением беззащитных. Однако суровая правда истории говорит, что бывало и такое. Андрей Боболя - это лишь частный и далеко не самый вопиющий случай.
IMG_9064.JPG


ФОТО 8. Эпизод с подвешиванием и сдиранием кожи дублируется в металлическом панно на двери костёла.
IMG_9064.JPG


ФОТО 9. Еще один вид костёла.
IMG_9064.JPG


PS.
Все фотографии сделаны 08.07.2017
На втором фото ноги Христа пробиты двумя гвоздями. У католиков, получается, тоже встречаются такие распятия.
Получается, что так... Не уверен, но мне кажется, тут не существует каких-то строгих канонов.
Храм, переделанный из кинотеатра - это оригинально :-)
Настоящий орган - это круто! А то я в прошлом году столкнулся с тем, что разрекламированные органные вечера в наших краях (в костёле св. Андрея, в Кусково) - играются на электроорганах.
Я бы предложил кандидатуру Св. Казимира на престол самого известного белорусского святого. Конечно, он, как и Баболя, не так чтобы всецело белорусский: тоже родился в Польше. Но всё же яггелон, умер, как указанно во многих источниках, в Гродно, похоронен в Вильне. Его культ поистине развит в Литве и Беларуси, и существует уже сотни лет. Сам королевич считается небесным заступником земель бывшего ВКЛ. В Гродно даже существует ежегодный праздник в честь этого святого, так называемые Казюки. А что касается костёла, то он весьма интересно оформлен.
Да, про историю королевича Казимира и его значение для истории "королевского города" я конечно знаю. На роль "всецело белорусского" святого с прошлого, кажется, года претендует Эдвард Войнилович. Посетив пару недель назад Красный костёл в Минске, я обратил внимание, что там лежат листки с молитвой его благочестивому "фундатору".
Хм... интересно.:) Ну что же, Войнилович в историческом разрезе выглядит вполне симпатично. Его уже включили в минский героический пантеон, а значит и шаг в религиозный аналог не стал бы чем-то абсолютно невероятным.