Полоцк. Красное кладбище.

Кто более или менее регулярно заглядывает в мои "Очерки", наверное, знает, что одной из форм знакомства с новым посещенным мной городом для меня является поход на местное старинное кладбище (см. Тула, Архангельск).

В Полоцке - на восточных окраинах города, в месте пересечения улиц Гагарина и Суворова (дважды-героическое пересечение!) - находится т.н. Красное кладбище, которое в прежние времена называлось Лютеранским. По всей видимости, при основании некрополя в конце XIX столетия оно являлось узко-конфессиональным, а после 1917 г. на нем стали хоронить и всех прочих граждан Полоцка: евреев, русских, белорусов.


ФОТО 1. Этимология названия кладбища мне неясна, но предположу, что существует оно благодаря вон той краснокирпичной постройке на заднем плане.



ФОТО 2. Строго говоря, это не просто "постройка", а самая настоящая лютеранская часовня. Бывшая, разумеется.



ФОТО 3. Лицо какого-то мифического существа на колонне бывшей часовни. Его хипстерские усы великолепны, хотя и несколько "разбавляют" серьезную атмосферу кладбища.



Лютеранские захоронения выделяются среди более поздних - советских - своими плоскими металлическими и каменными крестами.


ФОТО 4. На этом кресте мне удалось расшифровать только даты рождения и смерти: 23 сентября 1820  - 2 сентября 1907).



ФОТО 5. Здесь мы видим цитату из Библии на немецком языыке: "Пустите детей приходить ко мне" (Лк., 18: 16).



ФОТО 6. Некто Вальтер Рульковиус (11.12.1873 - 05.09.1895). Здесь интересно употребление немецкого эвфемизма смерти "heimgegangen" - т.е. "пришел домой". А ведь молодому человеку не было и 22 лет...



ФОТО 7. Могильная плита. Некто Вильгельм Мичерлих (01.06.1881 - 18.11.1894).



ФОТО 8. Ольга Яковлевна Зильберсдорф, урожденная Рогачевская (01.03.1852 - 22.01.1888).



На одной из окраин кладбища - компактное захоронение еврейских уроженцев Полоцка. Говоря о белорусском еврействе, всегда возвращаешься к теме ВОВ (1941-1945). Почти сразу после захвата Полоцка немецко-фашистской армией в июле 1941 г., на территории города было создано два гетто, которые просуществовали всего несколько месяцев, поскольку выполняли "фильтрующую" роль перед главным событием - массовыми расстрелами. На Красном кладбище можно найти могилы тех, кто, надо полагать, успел эвакуироваться из Полоцка до прихода немцев, а потом вернулся в родной город.

ФОТО 9. Свердловы - отец и сын.



ФОТО 10. Этот памятник интересен тем, что стоял здесь еще при немецко-фашистской оккупации.


ФОТО 11. Встечаются и вот такие групповые семейные захоронения, где переплетение семейных историй связали в единое целое звезды Давида, Соломона и православный крест.



Многие могильные памятники вызывают пусть и праздные, - но все-таки закономерные для любопытствующего субъекта вроде меня - вопросы.


ФОТО 12. Как связаны между собой эти два человека?



ФОТО 13. Что произошло с 12-летним Мишей Агурком? Никто уже не ответит на этот вопрос, - такого рода истории зашифрованы на могильных памятниках "намертво"! Меня, кстати, заинтересовало происхождение фамилии мальчика. Довольно легко выяснилось, что она "топонимическая": течет недалеко от Полоцка река Дрисса, на берегах которой когда-то стояло еврейское местечко Агурки (рус. Огурцы). Выходцы оттуда носили фамилию Агурок.



ФОТО 14. Это - кладбищенский монумент "в память о 160-ти советских воинах погибших при освобождении Полоцка от немецко-фашистских захватчиков".



ФОТО 15. Герой Советского Союза гвардии старшина Изгутты Айтыков (1922-1944). Уроженец Казахстана, он участвовал в освобождении Полоцка. Погиб спустя несколько недель - уже во время боев за освобождение городов Литвы.



ФОТО 16. Герой Советского Союза Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко (1920-1980). Знаменитая санитарка, за 8 месяцев пребывания на фронте вынесшая с поля боя 123 раненных, - в феврале 1943 г., когда шли бои под Курском, она была тяжело ранена и после оперирования навегда лишилась рук и ног. После войны жила в родном Полоцке, работая диктором на местном радио.



P.S.
Все фотографии сделаны 08.07.2017.