Витебск. Город Страны Советов.

К художественным реликтам советской эпохи я отношусь с особенным вниманием: в каждом из новых для меня городов РФ или РБ обязательно выискиваю или "сталинки" с избыточной лепниной фасадов или же красочные мозаичные панно времен "развитого социализма". Чем это объяснить? Ни к политическому, ни к экономическому строю СССР я не испытываю какой-либо ностальгической симпатии. Для меня это просто часть истории России - 74-летний период между РИ и РФ - по-своему очень интересный и безусловно заслуживающий пристальнейшего изучения. Как путешественнику, мне, прежде всего, интересны образцы советского прикладного искусства внутри городского пространства. Отчужденность этих художественных объектов в контексте современной жизни поражает: помнится, они были анахроничны уже на излете СССР; а уж сейчас грамотно расшифровать все эти образы для не-специалиста почти так же сложно, как, например, расшифровать образы каких-нибудь античных помпейских фресок. Между тем, и та античность и, так сказать, наша (советская) рассказывают об идеальном Человеке и его месте в упорядоченном, разумном Космосе. Убери из этих античностей маниакальных тиранов и генсеков, рынки рабов и лагеря, - что останется? Гуманизм. То, что понятно всем.


ФОТО 1. По адресу Московский пр-т, 35 - на уровне первого этажа многоэтажного жилого здания - я нашел отлично сохранившуюся серию мозаичных панно, которые можно условно отнести к концу 1970-х гг. По стилистике они напоминают знаменитые гигантские мозаики в минском микрорайоне Восток. Возможно, что и эти - витебские - мозаики делались белорусским художником-монументалистом А.М. Кищенко (1933-1997). На этом панно мы видим хлебный колос, окруженный заботливой парой рук. Вокруг - солнечные лучи, округлости туч. Идея: прославление созидательного сельского труда.
IMG_9092.JPG


ФОТО 2. Что видим? Юноша со знаменем в руках, пятиконечная звезда, эстафетный факел. Идея: преемственность поколений, верность идее.
IMG_9092.JPG


ФОТО 3. Самое абстрактное из изображений. Допустим, солнце пробивается из-за туч. Допустим, это символизирует победу Знания над инертностью Невежества.
IMG_9092.JPG


ФОТО 4. Серп и Молот.
IMG_9092.JPG


ФОТО 5. Он и Она.
IMG_9092.JPG


ФОТО 6. Мать и Ребенок.
IMG_9092.JPG


ФОТО 7. Изобилие, плодородие, счастье... "Свет и слава, удачный день и вдоволь хлеба" (И. Бродский).
IMG_9092.JPG


ФОТО 8. На одном из фасадов Гимназии №1 (1-я ул. Доватора, 10) имеется сложнейшее по абстрактной задумке мозаичное панно. Угадывается символический самолет, перерастающий в ракету. Внизу - буквы, цифры... Идея торжества Знания и Науки.
IMG_9092.JPG


ФОТО 9. В месте пересечения улиц Советской Армии и Покровской я обнаружил вот такое гигантское (во весь торец здания!) панно. Техника исполнения мне не совсем ясна.
IMG_9092.JPG


ФОТО 10. Фрагмент изображения. Гимн труду и... женско-мужскому равноправию, кстати говоря.
IMG_9092.JPG


Неоклассицизм 1940-1950-ых представлен в Витебске не очень широко, но и он здесь тоже имеется.


ФОТО 11. "Улитка" - фрагмент Кировского моста (через Западную Двину), сданного в эксплуатацию в 1955 г. Про эту "улитку" в местной прессе в свое время шутили, что она символизирует медленность, с которой строился мост.
IMG_9127.JPG


ФОТО 12. "Барочная" лепнина на боковом фасаде Национального драматического театра им. Якуба Коласа (построен в 1958 г.).
IMG_9127.JPG


ФОТО 13. На улице Кирова. Великолепие декорированных балконов.
IMG_9092.JPG


ФОТО 14. Барельеф Рабочего и Колхозницы на фасаде железнодорожного вокзала. Геральдическая симметрия образов, ни малейшего намека на "мухинскую" экспрессию.
IMG_9092.JPG


P.S.
Все фотографии сделаны 9-11 июля 2017 г.
"Погреем руки о Землю" - видел и не раз, но чтобы об колос их тоже можно было греть - впервые вижу :-)
Ушла эпоха, сколько же продержатся её следы. В Беларуси не стремятся их уничтожать пока.
Лучшее, что нам осталось от эпохи СССР, - как мне представляется, - это массовое искусство. Сознательно уничтожать сохранившиеся его образцы - значит расписываться в собственном варварстве.