Витебск. Прогулка по историческому центру.

Витебск - второй по древности город в Белоруссии (после Полоцка). Его основание Витебская летопись, составлявшаяся в XVIII в., приписывает не кому-нибудь, а самой св. княгине Ольге. Цитирую: "В лето 974 Ольга, победив ятвягов и печенегов, переправилась через реку Двину и с войском заночевала. Понравилась ей гора, и она основала деревянный замок, назвав его, от реки Витьбы, Витебском; построила в Верхнем замке каменную церковь святого Михаила, а в Нижнем — Благовещения и, пробыв два года, отправилась в Киев". Проблема однако в том, что к 974 г. Ольги уже пять лет как не было в живых, - так что основать замок и две церкви она никак не могла.Такова легендарная история - будем снисходительны. Если же руководствоваться историей научной, то первое упоминание Витебска следует искать в "Повести временных лет", где под 1021 г. фиксируется феодальный конфликт между полоцким князем Брячиславом Изяславичем и великим князем Киевским Ярославом Мудрым. Победив Брячислава, Ярослав, тем не менее, не наказал его, а наоборот - подарил два города: Усвят и Витебск.

После смерти великого и могучего князя Всеслава Чародея в 1101 г. Витебск стал центром удельного княжества. В 1320 г. умер последний из витебских Рюриковичей - князь Ярослав Васильевич, и город в качестве приданного перешел к его зятю - литовскому князю Ольгерду Гедиминовичу (1296-1377). Это было началом т.н. "литовско-польского" периода истории Витебска, закончившегося в 1772 г., когда после 1-го раздела Речи Посполитой он стал уездным городом Российской империи.


ФОТО 1. Вид на Успенский собор. Снимок сделан мной с Кировского моста. Кому интересно посмотреть, как это место выглядело сто лет назад, - сохранилась почти аналогичная фотография С.М. Прокудина-Горского, снятая знаменитым мэтром с правого берега Западной Двины.
IMG_9187.JPG


ФОТО 2. Строго говоря, тот Успенский собор, который вы сейчас видите, - физически не тот же самый храм, который фотографировал С.М. Прокудин-Горский. Дело в том, что в 1936 г. он был взорван, и вплоть до конца прошлого века на его месте стоял Завод заточных станков. Успенский собор - точную копию прежнего - начали восстанавливать в 1998 г., когда патриарх Алексий II на официальной церемонии заложил капсулу с грамотой и освятил первый строительный камень в основание храма. Освящение Успенского собора и первая служба в нем состоялись в 2011 г.
IMG_9187.JPG


ФОТО 3. Когда-то нынешняя Успенская гора, на которой стоит одноименный храм, называлась Лысой, - в до-христианские времена там находились языческие капища славянских, а до них - балтских племен. Успенскому собору предшествовала печальная история деревянной Пречистенской церкви, рядом с которой в 1623 г. был убит толпой знаменитый униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. В XVII-XVIII вв. храм несколько раз горел и отстраивался заново, пока это место вообще не забросили на какое-то время.
IMG_9187.JPG


ФОТО 4. В 1743 г. - по проекту итальянского архитектора Джузеппе Фонтана (1716-1773) - начинается возведение каменного барочного собора в честь Успения Пресвятой Богородицы и св. мученика Иосафата. Строительство растянулось на десятилетия и было завершено только в 1777 г. - уже после вхождения Витебска в состав Российской империи.
IMG_9187.JPG


ФОТО 5. В 1799 г., согласно указу Павла I, униатский собор и окружавший его базилианский монастырь были переданы православным. На протяжении всего XIX столетия внешний облик храма подвергался неоднократным изменениям, всё более теряя в своей "барочности" и всё более приобретая черты официального, имперского классицизма. Так он выглядит и в наши дни - после своей "регенерации".
IMG_9187.JPG


ФОТО 6. Побываем внутри...
IMG_9187.JPG


ФОТО 7. Вид на Успенский собор с противоположного берега Витьбы. Этот берег, кстати, в старые времена назывался Замковой горой. Здесь якобы Ольга и заложила Витебск. Это, повторюсь, легенда, а история гласит, что на Замковой горе издревле стояли деревянные постройки Верхнего и Нижнего замков, которые уже в княжение Ольгерда сменились каменными стенами.
IMG_9187.JPG


ФОТО 8. Русло реки Витьбы в месте впадения в Западную Двину. Слева - Успенская гора, справа - Замковая.
IMG_9187.JPG


ФОТО 9. Внизу, под Успенской горой стоит замечательная скульптура Золотой Рыбки (автор - Иван Казак). У этого объекта две задачи: 1. Символизировать традиционный рыбацкий промысел жителей Витебска; 2. Лишний раз напомнить про А.С. Пушкина, проезжавшего город дважды - в мае 1820 и в августе 1824 г.
IMG_9187.JPG


ФОТО 10. Чтобы уж совсем всем всё было ясно, по соседству - на другой стороне Витьбы имеется и специальный памятник Солнцу русской поэзии.
IMG_9187.JPG


ФОТО 11. С Успенской горы хорошо просматриваются верхушки двух других главных достопримечательностей Витебска - Воскресенской церкви и Ратуши. Iдзем да iх!
IMG_9187.JPG


ФОТО 12. А iдзем мы туда по пешеходной улице Толстого. Уж не знаю, проезжал ли когда-нибудь Лев Николаевич славный город Витебск, но улица в его честь здесь имеется.
IMG_9127.JPG


ФОТО 13. Известно, что зимой 1884 г. Лев Толстой, вернувшись из Ясной Поляны в Москву, не на шутку увлекся сапожным ремеслом: брал уроки у настоящего мастера и даже шил обувь для своих близких друзей... Если вы думаете, что на снимке памятник Толстому-сапожнику, вы ошибаетесь. Да, он установлен на улице Толстого, но это, на самом деле, скульптура католического святого Криспина - покровителя сапожников и кожевенников. Этот замечательный арт-объект был отлит в 2011 г. по заказу обувной компании "Марко" - самого известного производственного предприятия города Витебска.
IMG_9187.JPG


ФОТО 14. А вот и Воскресенская церковь! С этого ракурса лучше всего можно оценить легкость и даже игривость легко узнаваемого в Белоруссии стиля виленского барокко. Строился этот храм - изначально конечно же униатский - одновременно с Успенским собором. Точно так же, как и Успенский собор, в 1936 г. он был разрушен, - как говорится, одним росчерком пера.
IMG_9187.JPG


ФОТО 15. Да, любезный читатель, блистательная и изящная Воскресенская церковь - это тоже современная регенерация, точная копия той, что стояла на этом же месте столетие тому назад. Освящен был храм в 2009 г.
IMG_9187.JPG


ФОТО 16. Памятник великому князю литовскому Ольгерду Гедиминовичу был установлен в 2014 г. (автор - Сергей Бондаренко). Напомню, в 1320 г. Ольгерд стал витебским князем. Можно сказать, политическая биография этого человека - одного из могущественнейших правителей Восточной Европы началась здесь, в Витебске. Белорусы считают Ольгерда своим и на уровне неформальных дискуссий оспаривают это право у соседей-литовцев.
IMG_9187.JPG


ФОТО 17. Ратуша. Оригинальная, т.е. не регенерация. Была построена в 1775 г. и с небольшими измененениями внешнего облика успешно сохранилась до наших дней. Ратуша - символ свободы городской общины и ее независимости от волюнтаризма любого централизованного правительства, - то, что всегда признавалось неоспоримой ценностью в политической культуре европейских наций. Магдебургское право было даровано Витебску в 1597 г. В 1623 г., после расправы над Иосафатом Кунцевичем - было отобрано на некоторое время. Интересно, что лишение города магдебургского права сопровождалось символическим разрушением ратуши - деревянной, той, что стояла на месте нынешней, кирпичной.
IMG_9187.JPG


Вокруг Ратуши постоянно выступают уличные музыканты, играющие на самых разных инструментах...


ФОТО 18. Баянист.
IMG_9127.JPG


ФОТО 19. Гитарист.
IMG_9127.JPG


ФОТО 20. Скрипач.
IMG_9127.JPG


ФОТО 21. Еще один вид Воскресенской церкви.
IMG_9187.JPG


ФОТО 22. В качестве эпилога. При чем здесь Старик Хоттабыч? Объяснение простое: автором сказки про эксцентрического волшебника и лучшего друга советских школьников был Лазарь Иосифович Лагин (1903-1979), уроженец Витебска. Памятник главному из выдуманных им персонажей был установлен всего 1,5 месяца назад, в рамках празднования 1043-летия города.
IMG_9187.JPG


P.S.
Все фотографии сделаны 9-11 июля 2017 г.
С большим интересом совершил прогулку по Витебску. Отличные фотографии, прекрасная погода, интересные факты из истории. Спасибо! Хоттабыч как новенький, а татуэрованные девушки - примета времени (о чем думают?), у нас их тоже не мало появилось )...
Спасибо за добрые слова! Памятник Хоттабычу в прямом смысле "новенький", - на момент съемки он стоял в городе примерно пару недель.
Церкви, в том числе и восстановленные, придают той самой патриархальности, которая так нужна городу с древней историей.
До "патриархальности" Витебску далеко, но до культурного стандарта старинного европейского города он теперь - после регенераций последних 15-ти лет - он вполне дотягивает. Мне кажется, что по-настоящему "патриархальные" города сохранились только у вас, в Турции. Приходит на ум Конья или что-то в этом роде...
У меня как раз Конья вызвала впечатление футуристического города, несмотря на обилие сельджукских элементов). Такой как бы микс старины и суперсовременного дизайна. Впрочем, многие турецкие города уже именно такие.
А старик Хоттабыч в антураже с церковью смотрится разрывом шаблона))).
Понятно... Ну, я сам в Конье не был. Просто посмотрев в свое время снимки с культовыми для поклонников Руми и мевлеви местами, подумал, что вот тут уж продолжается жизнь турецкого средневековья...)

Edited at 2017-08-10 09:35 am (UTC)
Дух того времени там сохранили, именно вплетя его в современность.Конья очень контрастна - в одном квартале постройки из сырцового кирпича, как еще 9 тысяч лет назад там лепили, а чуть ли не за углом какой-нибудь хайтек будет.
Ого, у них ещё и ратуша есть, не только опиум для народа :-)
а на башню пускают?
А вообще красивый городок, образцово-показательный :-)
Да, у iх, у Беларусi любят "образцово-показательность"...) Что касается Ратуши, то я конечно и сам думал о том, что было бы здорово пофотографировать сверху; но поскольку все три дня пребывания в Витебске никого на смотровой площадке не видел, то сделал эмпирический вывод, что "на башню не пускают".
Первая фотография очень фактурная! Класс! Да и все в целом - отлично! Подчерпнул для себя некоторые неизвестности, спасибо.
От Вас про "фактурность" очень приятно слышать! Делал снимки без каких-либо технических ухищрений, полагаясь только на особенности естественного освещения.