Минск советский

Есть у меня двухгодичной еще давности очерк про арт-объекты советского Минска. Кого интересует данная тема, обязательно ознакомьтесь. В этом очерке повторяться, разумеется, не буду, а представлю новые находки - с охватом материала от эпохи "социализма в отдельно взятой стране" до "развитого социализма".


ФОТО 1. Цветной барельеф интерьера универсама "Центральный" (проспект Независимости, 23), открытого еще в 1954 г. Изображение прекрасно отражает вкусы той эпохи, когда самоотверженный энтузиазм уходил в прошлое, а на смену ему приходили представления о заслуженном простом человеческом счастье, - чтобы на столе были свежие фрукты, аппетитная сырная нарезка и холодное "Советское шампанское" в ведерке... Хорошим музыкальным сопровождением к этому натюрморту была бы какая-нибудь веселая песня из репертуара Петра Лещенко.
IMG_9516 (26).JPG


ФОТО 2. Еще один цветной барельеф. Натюрморт сменяется пейзажем - с фигурой счастливой советской "пейзанки" на переднем плане. За ее спиной - "щедрое лето", бескрайние урожайные поля солнечного Юга.
IMG_9516 (26).JPG


ФОТО 3. Наша, советская "античность" была античностью, так сказать, римского, имперского типа. Следовательно, народ требовал не только "хлеба", но и "зрелищ". На снимке вы видите медальон с футболистом, украшающий стадион "Динамо" (улица Кирова, 8). Спортивная арена была построена всё в том же 1954 г.
IMG_9516 (26).JPG


Цитата из книги А. Клинова "Минск: Путеводитель по Городу Солнца": "Свергнув прежних - христианских, мусульманских, иудейских богов, - Утопия создала собственный двухъярусный Олимп из демиургов и бого-героев. Венчал пирамиду Великий коммунист. Потом шли Великий рабочий, Великая колхозница, Великий строитель, Великий солдат, Великий ученый, Великий космонавт, Великий сталевар, Великий шахтер, Великий хлопковод, Великий тракторист, Великий комсомолец и дальше к подножию. Это были демиурги-творцы страны Счастья".


ФОТО 4. В приведенном выше перечне не учтен демиург женского пола по имени Великая художница. Ее скульптура украшает фасад Национального художественного музея Республики Беларусь (улица Ленина, 20), здание которого было построено в 1957 г.
IMG_9516 (26).JPG


ФОТО 5. Разумеется, Великая художница, согласно канонам советского неоклассицизма, не могла быть одна. В дуэте с ней - Великий скульптор.
IMG_9516 (26).JPG


Еще цитата из книги А. Клинова: "Во втором, высшем ярусе обитали персонифицированные бого-герои". На современной площади Независимости до сих пор стоит памятник В.И. Ленину, а на площади Калинина - памятник "вссоюзному старосте". Вплоть до 1961 г. над современной Октябрьской площадью возвышалась бронзовая скульптура И.В. Сталина.


ФОТО 6. Основоположник советской литературы - Максим Горький - тоже был одним из "персонифицированных бого-героев". Памятник "великому пролетарскому писателю" в парке его имени был установлен в 1981 г.
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 7. Советское искусство имперских окраин в 1970-1980-ые гг. порой отличалось такой свободой самовыражения, которая кажется недостижимой даже для нашего времени. Взять хотя бы знаменитую скульптурную композицию "Играющие дети", автором которой является скульптор Николай Кондратьев.
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 8. Фигуры полу- и совсем обнаженных детей стоят в жилом квартале на улице Веры Хоружей.
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 9. У "Играющих детей" есть альтернативное название - "Отдай трусы". Самое интересное, что трусы, которые в азарте невинной игры девочка отнимает у мальчика, там и вправду фигурируют.
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 10. Позднее советское искусство - это эпоха расцвета традиции монументализма. В Минске оно связано с именем замечательного белорусского художника-мозаичиста Александра Михайловича Кищенко (1933-1997). В конце 1970-ых гг. он и его коллеги реализовали грандиозный проект по украшению торцов многоэтажных жилых зданий, выходящих на пр-т Независимости в районе станции метро "Восток".
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 11. В центре внимания - современный человек: творец и мыслитель. Что означает "красный круг"? Допустим, ситуацию выбора: кем быть?
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 12. Тема освоения космоса. Мать растит будущего космонавта.
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 13. Похожий набор центральных фигур, но уже с темой обращения к героическому прошлому.
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 14. Руки, заботливо охраняющие росток жизни. Тема "мира во всем мирее".
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 15. Сеятель.
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 16. Франциск Скорина.
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 17.  В месте перехода через проспект Независимости в районе станции м. Октябрьская есть интересные образцы флорентийской мозаики. Молодожены у вечного огня.
IMG_9516 (26).JPG


ФОТО 18. Священная война.
IMG_9516 (26).JPG


ФОТО 19. Строительство Города Счастья.
IMG_9516 (26).JPG


ФОТО 20. Барельеф с Книгой и Лирой на здании Музея Янки Купалы (ул. Я. Купалы, 4).
IMG_9516 (26).JPG


ФОТО 21. На Привокзальной площади. Неоклассицистские "дворцы" послевоенного Минска выделяются, помимо прочего, своими "башенками". К сожалению, не многие могут разглядеть снизу изображенные на них сюжеты. А там - сплошной символизм: Орел, Лев, Орел, Лев...
IMG_9516 (26).JPG


ФОТО 22. На том же здании (ул. Бобруйская, 15) есть прелюбопытный медальон. Кажется, - ну, паровоз и паровоз... Однако, если внимательно присмотреться, на передней части локомотива можно разглядеть надпись СТАЛИН.
IMG_9516 (26).JPG


ФОТО 23. Монумент Победы на площади Победы. 38-метровый гранитный обелиск был установлен здесь в 1954 г. Авторы проекта: архитекторы Г.В. Заборский и В.А. Король.
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 24. Грани обелиска украшают бронзовые горельефы. "Партизаны Белоруссии" (автор - А.К. Глебов)
IMG_9437 (26).JPG


ФОТО 25. Центральный горельеф "9 мая 1945 г." (автор - А.О. Бембель).
IMG_9437 (26).JPG


P.S.
Все фотографии сделаны 12-16 июля 2017 г.
Какой красивый город! Никогда в Минске не была.
Обязательно побывайте! Возможно, увидите то, что я пропустил. Был в Минске три раза, и каждый раз находил для себя что-то новое.
Большое наследие осталось от советского прошлого, жалко будет, если начнут разрушать, как в соседней стране. Оставили бы как историю.
Новая жизнь неизбежно прокладывает себе дорогу через разрушение старой. Надо иметь огромную политическую волю, чтобы не давать этой новой жизни отыгрываться на символах старой.
Ого сколько монументальной пропаганды осталось!
Борис, это нечто большее, чем "пропаганда" (на ум приходят Киселев/Соловьев), - это разновидность религиозного искусства. Религия "светлого будущего"уже давно мертва, а связанное с ним искусство осталось. Ara longa, religia brevis, - понимаете?