Кафедральный собор Палермо

Кафедральный собор Палермо (итал. Cattedrale di Palermo) является одной из основных достопримечательностей столицы Сицилии, - из тех, которые принято называть "визитными карточками" города. Прилагательное кафедральный указывает на главенствующий статус этого храма в ряду других многочисленных приходов старинной, выросшей еще при нормандских королях архиепархии Палермо. Официальная дата основания - 1179 г., хотя до того на месте нынешнего собора Успения Девы Марии стоял собор построенный еще на заре Византийской империи и который позже - при арабах-мусульманах - функционировал как мечеть. Заказчиком нового храма был выходец из туманного Альбиона, могущественный архиепископ Уолтер Милль. От той постройки, выдержанной в узнаваемом арабо-нормандском стиле до нас дошло не так уж и мало, хотя в целом собор производит впечатление грандиозного конструктора, в который каждая эпоха добавляла что-то свое.


ФОТО 1. Своеобразную точку, с которой завершился многовековой процесс строительства и перестроек, поставил в 1801 г. архитектор Фердинандо Фуга. Я говорю о классическом куполе, который лишь по цвету своего "барабана" совпадает с арабо-нормандским фасадом южной части храма, но во всем остальном выглядит "пришельцем". Зато с изначальной постройкой времен Уолтера Милля вполне согласуются по стилю готические башни-колокольни, возведенные в начале XIV столетия.



ФОТО 2. Старинные часы под башней-колокольней. "Operibus credite" - "Верьте делам" (Иоан., 10, 38).



ФОТО 3. Великолепно смотрится на фоне главного купола собора статуя святой Розалии - главной святой-покровительницы Палермо. Этот "барочный" по духу памятник, созданный скульптором Винченцо Виталиано, был установлен еще  в 1744 г. Мощи святой Розалии покоятся внутри храма.



ФОТО 4. Иосиф с младенцем Иисусом на руках. Скульптура стоит на пьедестале у западного фасада собора.



ФОТО 5. Это - т.н. южный портик, в настоящее время служащий главным входом в собор. Строился в 1426-1430 гг. архитектором Антонио Гамбара. Можно сказать, что в общий "конструктор"  кафедрального собора Палермо был добавлен элемент каталонской готики. Портик интересен неожиданным наличием в его композиции некоторых элементов из прото-собора: мозаичной иконы Богородицы на троне и колонны с стихом из Корана. Каким-то чудом и то, и другое сохранились в соборе, построенном при Уолтере Милле, а спустя два с лишним столетия они "всплыли" в этом самом южном портике.



ФОТО 6. Внутри храма - царство барокко и нет в нем уже давно никаких следов арабо-норманского архитектурного стиля.



ФОТО 7. Капелла святой Розалии. По преданию, в 1624 г. Палермо охватила эпидемия чумы, и только вмешательство святой Розалии, которая жила еще во времена нормандских королей, но которую до того времени никто толком не почитал, спасло ситуацию: было обнаружено ее захоронение на Монте-Пеллегрино, откуда ее мощи были немедленно доставлены сюда, в кафедральный собор Палермо, - и чума отступила...



ФОТО 8. Santa Lucia. Раннехристианская мученица Лючия Сиракузская - еще одна (наряду со св. Розалией из Палермо и св. Агатой из Катании) дева-покровительница Сицилии.



ФОТО 9. Грехопадение. Одна из многочисленных скульптур кафедрального собора Палермо.



ФОТО 10. Барельеф на тему Крещения.



ФОТО 11. Пол храма тоже заслуживает особого внимания. Его пространство пересекает линия с изображенными на ней знаками зодиака. Автором концепции был выдающийся итальянский астроном, профессор математики Палермского университета Джузеппе Пиацци (1746-1826).



ФОТО 12. Дева, Телец...



Кафедральный собор Палермо известен как место погребения первых королей Сицилии. В частности, здесь есть гробницы первого короля Сицилии Рожера II (1095-1154); Генриха VI Штауфена (1165-1197) - одновременно императора Священной Римской империи; Фридриха II Штауфена (1194-1250) - сына Генриха VI и внука Рожера II, который тоже совмещал королевский трон Сицилии с императорским Священной Римской империи; Педро II (1304-1342) - короля Сицилии из Арагонской династии. Все они когда-то короновались на трон в стенах этого храма.


ФОТО 13. Порфировая гробница Фридриха II Штауфена заслуживает особого внимания.



ФОТО 14. Искусная проработка деталей, образная символика которых находится в русле нормандской художественной традиции, восходящей к прикладному искусству викингов.



ФОТО 15. Вид гробницы спереди.



ФОТО 16. Царственный лев с ложным кольцом для транспортировки саркофага.



ФОТО 17. Вид гробницы сзади.



ФОТО 18. Более скромная, но также выполненная из благородного порфира гробница принадлежит Рожеру II. Нужно сказать, что основатель Сицилийского королевства завещал похоронить себя не здесь, а в кафедральном соборе Чефалу; однако его наследник - Вильгельм I Злой (1126-1166) - распорядился по-другому. Кстати сказать, нынешняя гробница Фридриха II изначально была изготовлена именно для Рожера II, но после перемены решения о захоронении со стороны его сына, она простояла в Чефалу вплоть до того момента, пока ее не присвоил себе Фридрих II Штауфен.



ФОТО 19. Украшением этой гробницы служит основание саркофага. Здесь мы видим искусную резьбу по белому мрамору, выполненную опять-таки в нормандских традициях.



ФОТО 20. При выходе из собора полюбуемся постройками в западной части храма. Две башни кажутся относящимися к одной эпохе, однако это не так. Справа - готическая башня-колокольня, сооруженная в начале XIV в. Слева - большая неоготическая колокольня эпохи романтизма (начало XIX в.).



P.S.
ФОТО 1-3 и 5-19 сделаны 04.10.2017, ФОТО 4 и ФОТО 20 сделаны 06.10.2017.
знаки Зодиака в христианском храме - это оригинально :-)
а на колокольню не пускают?
1. Оригинально это было бы, скорее, для православных и протестантских храмов. Например, в средневековых парижских соборах (у католиков!) астрологические и алхимические символы занимают значительное место в украшение как интерьера, так и внешних стен. 2. Там смотровая площадка не на колокольне, а на крыше у главного купола. По досадной случайности, попасть наверх мне не удалось.
Может пол остался от храма дохристианских времен. Удивила сохранность гробниц, столько столетий простояли.
1. Заслуга в изображении линии Зодиака принадлежит итальянскому астроному Джузеппе Пиацци. Появилось в самом начале XIX в. 2. Порфир - это очень твердая магматическая порода, ближайший родственник гранита. Если специально по нему не стучать молотком :) , может при любой погоде простоять тысячелетия в неизменном виде.
арабские мотивы, действительно, впечатляют
Да, они ("арабские мотивы") там есть; но, если честно, я сейчас жалею, что поленился сфотографировать восточный (алтарный) фасад собора, - вот там вообще всё без изменений с XII века!
Отличная статья!
Эрину Грину она понравилась. Доступный язык и познавательная суть.