Palermo. Fontana Pretoria.

Еще одна "визитная карточка" Палермо - Fontana Pretoria. Самый знаменитый фонтан столицы Сицилии имеет также неофициальное название Fontana della Vergogna (Фонтан Стыда). Под "стыдом" имеется в виду культурный шок благочестивых католиков, которые проходя каждый день по piazza Pretoria, вынуждены были созерцать обнаженных богов и богинь из белого мрамора, вольготно разместившихся вокруг главного фонтана. Причем все "прелести" небожителей были вырезаны настолько натурально и для кого-то настолько искушающе, что ревнители "чувств верующих" уже давным-давно успели поотрубать у мужских статуй первичные половые признаки. Женщинам-богиням, кстати, тоже досталось...

Скульптурный ансамбль Fontana Pretoria был создан на излете Ренессанса - в 1555 г. - флорентийским скульптором Франческо Камильяни (1530-1576), которого называют маньеристом, намекая на его причастность к зарождающейся эпохе барокко. Это был заказ вице-короля Неаполя Педро Альвареса де Толедо-и-Суньига, и изначально все скульптуры и сопутствующая ему архитектура размещались в его тосканской резиденции. Однако после смерти могущественного магната его наследники продали скульптурный ансамбль общине города Палермо. И вот в 1574 г., - разобранный, как говорят, на 644 части, - будущий Fontana Pretoria был транспортирован через всю континентальную Италию и половину Сицилии туда, где он стоит до сих пор. Фонтан собрали под руководством сына Франческо Камильяни - Камилло Камильяни (ум. 1603 г.).


ФОТО 1. Трио из нереиды, тритона и аллегоризированной реки Голубой Нил. На заднем плане - Chiesa di Santa Caterina.
IMG_8297.JPG


ФОТО 2. Другой ракурс с видом центрального фонтана.
IMG_8297.JPG


ФОТО 3. Нереида.
IMG_8297.JPG


ФОТО 4. Еще один тритон и аллегоризированная река Белый Нил. Нереида - за кадром.
IMG_8297.JPG


ФОТО 5. Белый Нил крупным планом.
IMG_8297.JPG


ФОТО 6. Тритон крупным планом.
IMG_8297.JPG


ФОТО 7. Еще один тритон.
IMG_8297.JPG


ФОТО 8. Богиня древесных плодов Помона. На заднем плане - бог времен года и фактический коллега Помоны - Вертумн.
IMG_8297.JPG


ФОТО 9. Вертумн крупным планом.
IMG_8297.JPG


ФОТО 10. Богиня урожая и плодородия Церера.
IMG_8297.JPG


ФОТО 11. Дионис, он же Вакх. На заднем плане - малоизвестная древнеримская богиня Опи, отвечающая примерно за то же, что Помона и Церера.
IMG_8297.JPG


ФОТО 12. Аллегоризированное изображение священного источника на вершине Геликона под названием Гиппокрена.
IMG_8297.JPG


ФОТО 13. Нижняя часть богини охоты Дианы. Верх показывать не стал, поскольку статуя обезглавлена.
IMG_8297.JPG


ФОТО 14. В нижней части фонтана (под прогулочной галереей) размещены стилизованные изображения животных: олень, лев, волк.
IMG_8297.JPG


ФОТО 15. Лошадь, бык, носорог.
IMG_8297.JPG


ФОТО 16. Тритон, держащий самую нижнюю чашу фонтана.
IMG_8297.JPG


ФОТО 17. На вершине фонтана размещена фигура существа, которого все здешние образованные люди знают как Genio di Palermo - гений Палермо. Это мифологическое существо обычно изображается как бородатый старик в короне, но допускается также иконография в виде мальчика. На заднем плане, напомню, - купол церкви Chiesa di Santa Caterina.
IMG_8297.JPG


ФОТО 18. Общий вид ансамбля со стороны Via Maqueda.
IMG_8297.JPG

P.S.
Все фотографии сделаны 03.10.2017.
красиво, особенно скульптуры женщин :-)
Вот кто-то придумал искушение для католиков: идти в храм мимо произведений искусства, интересно были возмущенные или все это тогда было в порядке вещей? Просто не представляю это в России в те годы.
Италия эпохи Возрождения и Россия эпохи Ивана Грозного - это всё-таки далеко не совпадающие вещи. Нравы, может быть, были одинаково жестокие и там, и там, но представления о Прекрасном у земляков Микеланджело, Рафаэля и да Винчи были не в пример более развитыми. Вы говорите "произведения искусства", но сами католические храмы того времени были точно такими же произведениями искусства - статуи, барельефы, картины... Папа римский, в конце концов, был главным покровителем ренессансного искусства. Т.е. при всей возможной дикости восприятия вырезанного в мраморе обнаженного тела значительной частью верующих, в обществе уже сложилось убеждение, что это никак не конфликтует с интересами Церкви. Более того, если новое искусство переключалось на темы церковные и библейские, то оно вообще служило интересам этой самой Церкви.
сейчас барышень с такой комплекцией сочли бы толстушками))
Ну, не знаю, - до рубенсовского стандарта они всё-таки не дотягивают...)