Kapadokya / Cappadocia / Каппадокия

1280px-Asia_minor_p20

Перед тем, как делиться впечатлениями от своего короткого, 2-дневного пребывания на земле Каппадокии, я считаю необходимым опубликовать краткий очерк посвященный истории этого самого необычного в природном отношении региона Анатолии. Начну конечно же с истории естественной, задача которой в нашем случае состоит в том, чтобы ответить на вполне резонный вопрос, откуда взялись все эти "грибы", "фаллосы" и прочие нерукотворные, но как будто бы и рукотворные каменные объекты? Откуда эти необычные, словно вылепленные из гипса горы? Наука геология имеет для сильно любопытствующего туриста следующий ответ: приблизительно 65 млн лет назад в этих местах шла сильная вулканическая активность, главную скрипку в которой играла теперешняя самая высокая гора п-ва Малая Азия (3917 м) - стратовулкан Эрджиес (Erciyes). В результате регулярного извержения лавы и выброса пепла сложился в общих чертах характерный для Каппадокии ландшафт плоскогорья с очень малым присутствием растительности. Последующие миллионы лет геологического "спокойствия" отмечены разрушительной работой эрозии: проливные дожди, разлития рек и буйство ветров привели к тому, что возникли многочисленные горные долины и, наконец, появились на свет Божий пресловутые перибаджалары (peri bacalari) - "каменные столбы", они же "грибы" со "шляпками". Чтобы было понятно, почему "грибы" и "шляпки", а не что-то другое, нужно знать, что вулканические породы бывают разными и часто слоятся одна над другой. В Каппадокии более твердая базальтовая порода лежала на менее твердой туфовой. Под действием эрозии (протекающей по сей день) туф разрушался быстрее, базальт - медленнее. В итоге получились "ножка" "гриба", которая от одного миллиона лет к другому становится тоньше и тоньше, и "шляпка", которая держится до последнего, но рано или поздно упадет...

Теперь - к людям, история у которых протекает явно быстрее жизни пород и минералов, а измеряется она не миллионами лет, а тысчелетиями и сотнями. Древнейшими жителями Каппадокии (и Анатолии в целом) были загадочные племена хаттов. В XVIII веке до н.э. Каппадокию (и Анатолию в целом) завоевывают хетты. 585 год до н.э. - Каппадокия покоряется Мидийскому царству, которое само в 550 году до н.э. вошло в состав более сильного Персидского царства. Именно персы дали Каппадокии ее имя, переводимое не иначе, как Страна прекрасных лошадей. 333 год - Каппадокию походя завоевывает Александр Македонский. Власть над этой землей преемников великого полководца была недолгой - в 301 году до н.э. здесь воцаряется династия Ариаратидов - представителей изгнанного когда-то отсюда клана персидских сатрапов. В 95 году до н.э. их сменила династия Ариобарзанидов, пока в 17 году н.э. независимое Каппадокийское царство не вошло в состав Римской империи. Эпоха позднего Рима, а также эпоха ранней Византийской империи не была отмечена для Каппадокии какими-то переменами политического характера, зато была тесно связана с историей христианства. Начать с того, что Каппадокия упоминается еще в первой главе Первого послания апостола Петра. Когда на христиан начались гонения, здесь в толщах туфовых пород они строили себе жилье, скрываясь от своих преследователей. Согласно церковному преданию выходцем из Каппадокии был общеевропейский святой - Георгий Победоносец. Каппадокийцами были также креститель готов Вульфила, креститель армян - Григорий Просветитель, а также крестительница грузин - святая Нина. В IV веке Каппадокию прославили три знаменитых отца церкви - Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов.

В VII веке заканчивается относительный мир в регионе, - восточные границы Византийской империи пересекают арабы. Местные жители снова осваивают катакомбы, спасаясь уже от внешнего врага. Императоры же с конца VII века внедряют на востоке политику добровольно-принудительного переселения в Каппадокию армян из внешних территорий, соприкасающихся с Арабским халифатом. Целью такого шага было создание вассальных, марионеточного типа "царств", которые служили бы "буферной" зоной между Империей и арабами. В XI веке на смену арабам пришли турки-сельджуки, против которых Византия по-прежнему использовала барьер из армянских царств в Каппадокии и прилегающих к ней территориях. Это не спасло Византию от исторического поражения в битве при Манцикерте (1071 год), после которой не только Каппадокия, но и большая часть всей Анатолии отошла от Империи к туркам-сельджукам, основавшим на завоеванных землях могущественный Конийский султанат (Конья - один из городов Каппадокии). Считается, что в XII-XIII веках Каппадокия переживает свой новый культурный расцвет: это эпоха светской архитектуры караван-сараев, эпоха поэтов и ученых. В Каппадокии прошла большая часть творческой и духовной жизни Мевляны Джалаладдина Руми (1207-1273) - родоначальника знаменитого суфийского ордена Мевлеви.

В 1483 году Каппадокия, находившаяся какое-то время под властью тюркоязычной династии Караманидов, становится частью Османской империи. Местное население трехсоставно: это турки, пришедшие сюда в эпоху Конийского султаната; армяне, столетиями переселяемые сюда византийскими императорами; наконец, греки, уже несколько веков изолированные от единоплеменников в Европе и говорящие на собственном, каппадокийском диалекте греческого. Кстати, выходцем из этой пестрой полиэтнической среды Каппадокии был и знаменитый строитель мечетей Мимар Синан (1489-1588), национальная принадлежность которого до сих пор не выяснена. Без особых изменений означенное этническое соотношение в примерно равных пропорциях просуществует в Каппадокии до начала XX века. Потом откроется печальная страница, связанная с выселением и истреблением армян. С греками будет другая история: по программе Греко-турецкого обмена населением 1923 года более 2 млн человек переселится из Анатолии (и Каппадокии в том числе) в Грецию.

Что такое Каппадокия в наши дни? Пожалуй, самый интересный интересный туристический регион Турции. Интересный как с точки зрения природного туризма, так и с точки зрения туризма историко-познавательного и даже духовно-просветительского: долины и церкви византийских времен в Национальном парке Гёреме, подземные города Деринкую и многочисленных других мест в районах Невшехира и Кайсери, Музей Мевляны в Конье... К сожалению, за те два дня, что были моем распоряжении увидеть удалось не так много, как хотелось бы. Однако и то, что удалось увидеть, оставило свой сильный эмоциональный след. Фотоотчеты - на следующей неделе.