"Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому" Н.Я. Озерецковского

На днях сделал хорошее приобретение для моей домашней библиотеки...



Книга эта по-своему уникальна. Впервые была издана в СПб в 1792 г. тогдашней Императорской Академией наук. Второе, исправленное издание - в памятном для российско й истории 1812 г. С тех пор книга не переиздавалась вплоть до 1989 г., когда она вышла в петрозаводском издательстве "Карелия" архискромным по тем временам тиражом в 10 000 экземпляров.

Впрочем, не это главное. Это первая книга, посвященная путешествию по Карелии. Вообще, первая книга, посвященная описанию как природных сокровищ и достопримечательностей края, так и быта местного, неоднородного по составу населения.
Автор - Николай Яковлевич Озерецковский (1750-1827), член Императорской Академии наук, ученый-натуралист и, что представляет особенный интерес для меня лично, мой земляк, уроженец северо-восточного Подмосковья.

Ozeretskovsky

Летом 1785 года на небольшом суденышке (сойме) он совершил путешествие по Ладожскому и Онежскому озеру, и обратно. Начальная точка этой одиссеи - Петербург, конечная - заонежское село Повенец.

Путешествие было проектом Академии наук и, соответственно, подразумевало научные цели самого широкого масштаба - от минералогии до социологии (ивиняюсь за неизбежный анахронизм). Однако в книге хватает и бытоописательных наблюдений, делающих чтение особенно интересным и даже легким). Вот, например, такая жанровая зарисовка, вынесенная из посещения Валаамской ярмарки:

"Деревенские женщины и девки ранее всех от сна пробуждались и, вставши, немедленно бросались к воде, чтоб умываться. Действие сие продолжается у них немало времени, потому что оне, во-первых, полощутся водою, потом моются мылом, которое смыв, натираются белилами и, натершись, стоят или сидят на судах без всякого действия, давая время белилам хорошенько вобраться в кожу. После сего бережно смывают их с лица; и как многие из них зеркал не имеют, то смотрятся в воду и помощию сего зеркала уравнивают на себе подложную белизну, которую наконец прикрашивают румянами; надевают на себя кумашные сарафаны и повязываются алыми платками или лентами и тогда уже с судов своих сходят. Многие без сумнения уборку сию похулят, особливо за излишнее употребление белил, которые составляются из вредной свинцовой извести, но поелику деревенские женщины убираются таким образом только во время ярманки, а в домах у себя в одни большие праздники, то беленье сие нимало лиц у них не портит, а доказывает напротив того их опрятность, веселость духа и охоту нравиться, когда есть кому казаться. Из сего ясно также видеть можно, что в нравах их грубости нет и что народ, который печется о убранстве, весьма способен к принятию просвещения ему приличного".