На автобусе по Турции

Metro

По Турции можно путешествовать на: самолете, поезде, велосипеде, частном автотранспорте (автостопом в том числе), автобусе. Расскажу про последнюю из упомянутых возможностей, поскольку в прошлом туристическом году я довольно неплохо познакомился с турецкой автобусной индустрией (в качестве пассажира) и могу рассказать о предмете, опираясь на собственный опыт. В начале октября 2014 я побывал в трех ночных рейсах: Стамбул - Гёреме, Гёреме - Мармарис, Мармарис - Стамбул. Во всех трех случаях автобусным перевозчиком была компания Metro Turizm.

Почему автобус? Прежде всего, это удобно с точки зрения прибытия в нужный вам населенный пункт. Рекомендую зайти на очень полезный для путешественника сайт Nereden Nereye, - специализирующийся, в том числе, на информации по автобусным рейсам, - чтобы убедиться в том, что автобус довезет вас практически до любого "медвежьего угла" Турецкой Республики, куда в альтернативных случаях (by plain, by train) вы добрались бы только в результате нескольких пересадок и потери драгоценного туристического времени. Турецкие экспресс-автобусы, - по крайней мере, это касается упомянутой выше компании - очень комфортабельный вид транспорта: работает система кондиционирования, при каждом кресле есть индивидуальный телемонитор с наушниками, напарник водителя в положенные часы выполняет роль бортпроводника-разносчика. Конечно если вы не привыкли спать сидя, то даже с откидной спинкой (она есть!) вы здесь, скорее всего, не выспитесь по-нормальному. Это, пожалуй, единственный минус, но он касается не именно турецких автобусов, а специфики автобусных путешествий вообще.

Теперь займемся практической математикой, чтобы оценить возможную материальную выгоду. Заодно сравним с ценами на аналогичные рейсы российских автобусных компаний. Для примера беру рейс Стамбул - Гёреме. Приблизительное расстояние - 650 км, время в пути - 10 часов (+ 20 минут). Если бы вы отправились в путь в ближайшие дни, то поездка в один конец обошлась бы вам в 60 TL, что по текущему курсу турецкой лиры (27.33) равняется 1 639.8 р. Однако если бы наш многострадальный рубль был сейчас по отношению к турецкой валюте на уровне предложения начала октября (17.28), то цена вопроса была бы всего навсего 1 036.8 р.! Расстояние между Стамбулом и Гёреме почти в точности совпадает с расстоянием между Москвой и Санкт-Петербургом. Приизнаюсь, что автобусом в СПб я никогда не ездил, а потому судить о качестве обслуживания не могу. По этой причине просто промониторю расписание рейсов, чтобы найти аналогичный. Итак, ночной рейс Москва (м. Планерная) - Санкт-Петербург (м. Международная) от перевозчика "ГолдТур": 10 часов (+30 минут), 1 200 р.

Вот такой нехитрый расчет, и, кажется, главный вывод (он же прогноз), который можно сделать на его основании - это тот, что внутренний туризм в наступившем году победит туризм международный... И тем не менее, рекомендую путешествовать по Турции на автобусе. DIXI.
К сожалению я плохо переношу езду в автобусах на большие расстояния, поэтому стараюсь не путешествовать автобусом. Но пару раз все таки приходилось путешествовать автобусом по Турции. Так хочу отметить сервис на 5+! Кондиционеры, телевизоры есть над каждым сиденьем и самое главное они рабочие! Несколько раз за путь (в зависимости от длительности) подают напитки (горячие, холодные) и сандвичи или печенье - все это входит в стоимость билета. А также в некоторых городах предоставляют сервис (маршрутку) до других соседних населеных пунктов - бесплатно! В автобусе помимо водителя есть стюард, ни оба одеты в униформу, что не может не понравится. Нашим автобусным компаниям следует взять пример с турецких компаний!
Что ж, получается, я совсем не субъективен в высокой оценке турецкого автобусного сервиса... Кстати, Вы, кажется, правы насчет "стюарда". Когда этот человек двигался с тележкой между кресел (в той же униформе, что и шофер), - я его принял за второго водителя, выполняющего роль "бортпроводника". Однако у них тут четкое разделение обязанностей!
Да у них разделение обязанностей очень четкое. В последний раз, когда мы путешествовали автобусом с Бодрума в Анталию (http://yenisanya.livejournal.com/6437.html), в атобусе было два водителя (которые сменились после 4-х часов вождения), а также 2 стюарда (всегда один, но в этот раз один парень только устроился на работу и практиковался). В обязанность стюарда входило проверять посадочные места, говорить всем добро пожаловать, разносить еду и менять наушники. А водитель, как царь и бог только за штурвалом :) На одной из остановок кто-то из людей задержался, когда стюард (практикант) сказал водителю, что кажется не все вернулись в автобус, то водитель очень хмурым голосом сказал - я, что еще и этим должен заниматься......? Сразу почувствовалось строгое разделение (ну и хамство водителя):(((
А стоимость других сегментов: еда, жильё и прочее? В сравнении с Россией?
По поводу еды. Нормальный обед или ужин (суп-чорба, искендер-кебаб, салат, турецкие сладости с чаем) в Стамбуле обходился мне максимум в 30 TL (по курсу в октябре = 500-550 р., по теперешнему курсу = 800-850 р.). Что касается жилья, то осенью прошлого года хороший одноместный номер в центре Стамбула мог стоить для россиянина в рублевом эквиваленте 2000-2500 р./сутки, теперь - это, скорее всего, 2500-3000 р./сутки.
Точно, у меня тоже остались самые приятные впечатления от переезда по Турции на автобусе (из Стамбула в Каппадокию и обратно). Некритичным оказалось даже, что из двух бортпроводников ни один не говорил по-английски: всё-таки автобусами больше перемещаются местные, я был единственным туристом.
В моем случае все три рейса обслуживались англоговорящим "стюардом"...