Александровская слобода

Начну с этимологии: почему "Александровская" и почему "слобода"? Судя по тому, что в Александрове совсем недавно (2013 г.) установили памятник Александру Невскому, город явно претендует на право считать Имя Россия №1 своим основателем. Это явный признак формирующегося мифа, не имееющего никакого отношения к истории, поскольку нет документальных свидетельств того, что герой Ледового побоища хоть как-то "засветился" в связи с этим местом. Более того, в XIII веке - столетии, когда жил Александр Невский, - в этом уголке будущей Владимирской области вообще не было никаких поселений! Эта глушь, находящаяся чуть в стороне от дороги между Москвой и Переяславлем-Залесским, начала осваиваться только в княжение Ивана Калиты (1325-1340). И вот тут самое время сказать о "слободе". Слобода (видоизмененное свобода) - это древнерусский offshore. Жители слобод не облагались налогами, и это обстоятельство стимулировало людей заселять то место, процветание которого было выгодно князю, - ведь он и создавал эти "зоны свободной торговли". Великая слобода - так называлось эта округа в XIV веке. Только в следующем столетии появился топоним Александровская слобода, - причем экономический смысл "слободы" к тому времени был уже утрачен, а кто такой был "Александр", достоверно установить, к сожалению, невозможно.

История этого места получает новый виток развития в самом начале великого княжения Василия III (1505-1533), когда тот покупает здесь землю под строительство и возводит настоящую резиденцию с крепостными стенами и тремя храмами: Покровским собором (нынешний Троицкий), Троицкой церковью (нынешней Покровской) и церковью митрополита Алексия (нынешней Распятской колокольней). Сын Василия III Иван Грозный, неоднократно посещавший Александрову слободу еще до того, как сделал из нее известную всем "опричную столицу", со временем внес свои изменения в ее архитектуру, продиктованные новым политическим статусом этой отдаленной царской резиденции.

Если не принимать во внимание стены музея-заповедника "Александровская слобода", имеющие отношение вовсе не к "грозненским" временам, а ко второй половине XVII века, когда здесь был образован Свято-Успенский женский монастырь (действующий и в наши дни), то в целом - усилиями советских археологов-реставраторов и музейщиков - треугольник, образуемый Троицким собором, Покровской церковью и Распятской колокольней, по-видимому, достаточно близко реконструирует эпоху "опричной столицы" (1564-1581).


ФОТО 1. Распятская колокольня (при Василии III и Иване IV - церковь митрополита Алексия). "Шатер" со смотровой плщадкой появился именно в опричные времена. Отсюда якобы прыгал "смерд Никитка" на своих самодельных крыльях, а после приземления был казнен по приказу Ивана Грозного. История эта, на самом деле, имеет литературное происхождение (Е.Н. Опочинин, рассказ "Бесовский летатель"). Кстати, на смотровую площадку пускают только в летние месяцы.
IMG_3233


ФОТО 2. Троицкий собор (при Василии III и Иване IV - Покровский). Внешне схож с Троицким собором в Троице-Сергиевой лавре.
IMG_3243


ФОТО 3. Покровская церковь (при Василии III и Иване IV - Троицкая). Это домовый храм Ивана Грозного: церковное пространство совмещено с т.н. Государевым двором и Палатами.
IMG_3241


ФОТО 4. Экспозиция "Государев двор". Вход в Покровскую церковь. Трон - копия настоящего трона Ивана Грозного, хранящегося в Оружейной палате. Обратите внимание на оригинальный орнамент арки времен Ивана Грозного, извлеченный археологами-реставраторами из последующих временных наслоений.
IMG_3250


ФОТО 5. В Покровской церкви. Если у Ивана Грозного было место, где он мог себя чувствовать в гармонии с собой, то, наверное, оно находилось здесь.
IMG_3253


ФОТО 6. Экспозиция "Столовая палата XVI века".
IMG_3277


ФОТО 7. Экспозиция "Сенник постельный". Интерьер воссоздан согласно сохранившимся описаниям царского свадебного ритуала. Торчащие из бочки "столбики" - это две огромные свечи.
IMG_3285


ФОТО 8. Одна из палат посвящена картинам, связанным с пребыванием в Александровской слободе самого знаменитого ее резидента - царя Ивана Грозного. Тут есть, например, копия известной картины И.Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". На этом ФОТО вы видите картину про полет "смерда Никитки".
IMG_3284


ФОТО 9. Экспозиция "Средневековые подвалы XVI века". Перед посетителем открыта тяжелая (дубовая?) дверь, дальше - крутой спуск вниз по каменным ступеням. Кирпичи, плиты - все это настоящий XVI век...
IMG_3266


ФОТО 10. Спускаемся. В проеме - фигура человека явно из времен Грозного царя.
IMG_3261


ФОТО 11. Фигура, разумеется, восковая. Кто-то из высокопоставленных опричников (Малюта Скуратов?).
IMG_3263


ФОТО 12. Где палач, там и жертва. Еще одна восковая фигура, помогающая нашему воображению воссоздать далекую эпоху.
IMG_3262


ФОТО 13. В музейном фонде "Александровской слободы" хранится много печатных книг второй половины XVI века. Здесь вы видите один из экземпляров т.н. Синодика опальных Ивана Грозного. Имена, имена, имена...
IMG_3258


В качестве послесловия. В Александровской слободе я тщетно искал следы пребывания другого царя - будущего Петра Великого. В сентябре 1689 г., когда только-только успешно разрешился его конфликт с сестрой - царевной Софьей - молодой Петр прибыл сюда из Троице-Сергиева монастыря в сопровождении пехоты верного ему Патрика Гордона. Из Дневника того же Гордона мы знаем, что здесь Петр Алексеевич занимался тем же, что и обычно в те годы - руководил проведением военных учений. К сожалению, никаких мемориальных вещей Петра Первого в здешних экспозициях нет. Впрочем, в "Легендах и былях Александровской слободы" (при Распятской колокольне) представлен замечательный этюд исторического живописца Сергея Алексеевича Кириллова, посвященный молодому Петру. Очень необычный портрет.
Морским судам быть! 1985


P.S.
Все фотографии сделаны 01.02.15
Историческое место. Мог бы стать столицей страны.
С Иваном Грозным - нет...) Слишком он был непоследовательным правителем. В этом смысле, при всем своем как бы волевом характере - полная противоположность целеустремленному Петру Первому, создавшему новую столицу России.
Интерьеры, конечно, роскошные. Хотя было бы интересней, если бы они освещались свечами :-)
Наверное, нерентабельно...) На самом деле, было бы неплохо разместить в Столовой палате восковые фигуры, как в "Средневековых подвалах".