Лычный остров. Краткий исторический очерк.

Лычный

Добраться сюда не так-то просто: нужно сначала доехать до Кондопоги, потом оттуда - до какой-нибудь базы или дачного поселка на озере Сандал, потом нанять моторную лодку, чтобы примерно через полчаса оказаться на месте. Я был на Лычном острове трижды: высаживался на его берегах в июне 2008, в августе 2011 и, наконец, в июне 2013 г. - после экстремальной ночевки в лесу на одном из близлежащих островов. В моих ООПП, при желании, вы можете почитать пост, посвященный озеру Сандал, а также полюбоваться некоторыми фотографиями, непосредственно связанными с Лычным. По прошествии лет у меня осталось такое чувство, что знакомился я с этим островом в свое время как-то вскользь и без должной внимательности, хотя место того стоит! Лычный - это: крутые скальные берега, заросшие травой тихие заводи, двухэтажные дома-пятистенки столетней давности, традиционные бани по-черному, деревянная церковь XVII века... Надо будет предстоящим летом вернуться туда и сделать хороший репортаж. Пока же - краткий исторический очерк, который, как мне кажется, даст хорошее представление об этом месте.

Сандал (в старину Сандало) - не самое большое озеро в Карелии, однако его пространства хватает для пары десятков островков и островов, самым представительным из которых является Лычный. Первое упоминание о Лычноостровском погосте приходится на вторую половину XV века: местные земли являлись частью т.н. Обонежской пятины (теперешнее Заонежье) и входили во владения новгородских бояр Марка Панфилова и Ивана Девятого. Согласно писцовым книгам середины XVI  века, поселение на Лычном острове включало к тому времени 21 двор, а местные крестьяне не только промышляли рыбной ловлей (ряпукса, она же ряпушка), но и сеяли рожь! Через два с лишним столетия (в 1785 г.) здесь побывает путешественник-натуралист Н.Я. Озерецковский и обратит внимание на этот необычный для малоплодородных северных земель факт. Читаем в его "Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому": "Вся поверхность острова усыпана каменьями; несмотря на сие довольно на нем имеется пашни, и рожь каждый год очень хорошо родится. Старожилые на сем острове люди урожай хлеба приписывают тому, что мелкий плитник, которым там все пашни покрыты, защищает корень ржи и другого хлеба как от солнечного зноя, так и от холода летом случающегося, притом всегда сохраняет в земле нужную для питания хлеба влагу".

Смутное время начала XVII века не прошло стороной мимо Лычного острова: в январе 1614 г. в местной округе шла осада Шунгского и Толвуйского острогов т.н. "черкасами" - разрозненными польско-литовскими отрядами. Войска царского воеводы Богдана Чулкова, руководившего обороной, сумели отстоять обе крепости. Однако, как предполагают историки, по зинему льду "черкасы" смогли попасть на Лычный остров и там поживиться добычей. Возможно, что тогда была разрушена старая Петропавловская церковь, о которой известно еще по документам  1583 г. Так или иначе, но в 1620 г. на самом возвышенном месте острова была построена нынешняя Петропавловская церковь (шатровая конструкция "восьмерик на четверике"), которая впоследствии неоднократно перестаивалась и подновлялась - в том числе благодаря реставрационным работам советских и современных российских специалистов. Также ужно иметь в виду, что в XVIII-XIX веках с западной стороны к храму примыкала не только трапезная и сени, но и еще и шатровая колокольня, которой сейчас ее нет.

Всё тот же Н.Я. Озерецковский фиксирует в своем "Путешествии" наличие на Лычном острове "северной деревни". "Село Лычное", к тому времени сильно разросшееся, состояло из т.н. "Северной" и "Южной" деревень (см. карту), которые, в духе новгородского прошлого, принято было также называть "Северным" и "Южным" концами. По переписи на 1892 г., две деревни островного села включали в себя 34 двора, в которых жили 251 человек обоего пола. В 1926 г. "деревня Лычный остров" насчитывала 222 человека обоего пола, в 1933 г. - 209. Местные крестьяне были этническими карелами с двойными, русско-карельскими фамилиями: Назаровы-Назаркен, Медведевы-Кондиайжен, Ульяновы-Улляшун, Осиповы-Оськан и т.д. Бурная история XX века отрицательно сказалась на Лычном далеко не сразу: село пережило Гражданскую войну, Коллективизацию (был основан рыболовецкий колхоз "Ударник") и ВОВ, а вот хрущевская налоговая политика в сельском хозяйстве нанесла ему непоправимую рану. Как водится, молодое поколение потянулось в города, а старшее поколение доживало на острове. В наши дни лычноостровские старожилы большую часть года проводят уже в городах - у близких родственников, а на Лычный приезжают только в летние месяцы, как на дачу.

Здесь нет газа, водопровода, а также бесперебойного электроснабжения и выделенной линии интернета... Однако странным образом еще живет память о 500-летней истории этого места. Она - в бревнах Петропавловской церкви, во вросших в землю могилах на погосте, в рассказах местных стариков. Не растерять бы ее, эту память...
Обожаю Карелию. Но уже несколько лет не удаётся выбраться на здешнюю природу...
Может, в этом году удастся...Не все же ей, Карелии "сниться"...)
Вот почему, когда читаешь про нашу страну "сначала доехать до Кондопоги, потом оттуда - до какой-нибудь базы или дачного поселка на озере Сандал, потом нанять моторную лодку, чтобы примерно через полчаса оказаться на месте." пропадает всякое желание ехать. А если "Сначала нужно сделать пересадку в Париже, потом долететь до Антананариву, затем добраться до побережья, а там взять у кого-то из местных лодку и добраться до острова." - это нормально и только подстегивает к путешествию?
Странное место - Карелия! Есть интересности, зафотографированные до дыр (Рускеала, например), а есть - такие вот малоизвестные. Надо будет наконец там побывать...
Кто-то в Париж и Антананариву, кто-то на лодке, да с ночевкой на острове, кто-то в горы. И люди разное любят, и туризм разный, везде есть свои прелести - это нормально ))
Я тоже за разные виды путешествий. Хотя в последнее время "подсел" на городскую их разновидность. Кстати, в Антананариву съездил бы с удовольствием...)