Ростовская финифть

Что такое финифть вообще и ростовская финифть в частности? Финифть - это старинное русское обозначение техники эмали, которая есть не что иное, как изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка (эмали) на металлической подложке. Этимологически русское слово финифть восходит к греческому χυμευτόν (от χυμεύω - «смешиваю»). Эмаль в виде прикладного церковного искусства процветала в Византийской империи, откуда пришла и на Русь. Хорошо известны высокохудожественные образцы мастеров финифти из кремлевской Оружейной палаты XVI-XVII веков.  В XVIII веке, после открытия "окна в Европу" русская финифть переживает настоящий расцвет. Толчком послужило хорошо усвоенное отечественными умельцами достижение французского ювелира Жана Тутена, который в 1632 г. открыл секрет прозрачных огнеупорных красок для эмали. Мастерские по изготовлению финифти появляются в Новгороде Великом, Пскове, Сольвычегодске, Вологде, а в середине XVIII века - в Ростове Великом. Считается, что ростовская финифть зародилась, как минимум, в двух центрах: при архиерейском дворе митрополита Ростовского Арсения Мацеевича (1697-1672) и в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре. Первоначально финифтяные миниатюры украшали предметы церковной ритуального обихода (потиры, напрестольные кресты, митры, оклады Евангелий). Позднее мастера-финифтянщики стали получать заказы на изготовление миниатюрных икон. Со временем слава о ростовской финифти пошла "по всей Руси Великой", хотя она и ограничивалась узким кастовым кругом черного духовенства и церковного священноначалия. После 1917 г. узко-церковная направенность художественного промысла навсегда уходит в прошлое. Возникшая в 1918 г. и благополучно дожившая до нашего времени Фабрика «Ростовская финифть» переориентировала ассортимент выпускаемых изделий на предметы повседневного быта: броши, сережки, рамки для фотографий, пудреницы и шкатулки. В 30-ые годы главными сюжетами финифтяных шкатулок были, разумеется, героизированные образы Сталина и его соратников, а также события эпохи гражданской войны и текущего социалистического строительства. Довоенные финифтянщики: Д.И. Евдокимов, Н.П. Старчиков. Ростовская финифть была отмечена на выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). В 60-70-ые годы миниатюристы все больше специализируются на теме русской национальной истории. Самые известные мастера ростовской финифти того времени: Н. А. Куландин и А.А. Хаунов. Изделия ростовской финифти демонстрировались на выставках в Монреале (1967) и Токио (1975).

ФОТО 1. Тарелка с портретом Петра I и восемью архитектурными достопримечательностями Санкт-Петербурга - достойный образец современной продукции ЗАО "Фабрика "Ростовская финифть". Обратите внимание на старинную технику скани (скрученная проволока оправы), с 1960-ых годов идущую рука об руку с техникой финифти.

Как появляется на свет это чудо под названием ростовская финифть? Все начинается с тонкого медного листа, из которого вырезается основа будущей живописной пластинки (прямоугольной, круглой или овальной формы). С двух сторон  ее покрывают эмалью. Обработанная пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800°С. Как результат, эмаль буквально приплавляется к пластине, образуя твердую и гладкую поверхность, на которой делается контурный рисунок. Затем рисунок расписывается термостойкими эмалевыми красками. Слоев росписи несколько, и после нанесения каждого из них пластина отправляется все в ту же муфельную печь с регулируемым режимом температуры. Многократно (вплоть до десяти раз) расплавленная эмаль навечно впитывает в себя краски, над которыми уже не властно время.

ФОТО 2. Эта икона Владимира Святого - образец продукции ООО "Ростовская эмаль", основанного в 2001 г. и специализирующегося на церковной составляющей современной ростовской финифти.



ФОТО 3. Художественная мастерская "Финифть Ростова" основана в 2009 г. Судя по этому изящному триптиху, также специализируется на изделиях культового назначения.



ФОТО 4. А вот это нечто совсем иное. Тоже ростовская финифть, но с претензией на качественно современное осмысление. Этот арт-объект, в котором без труда угадывается слон, фактурно "наполнен" не только эмалью, но и другими материалами (металл, бечевка). Художник - Михаил Селищев. Еще в 1995 г. он основал в Ростове Великом Дом творчества "Хорс", в котором до сих пор регулярно проводит мастер-классы для всех желающих.

красивые вещицы :-)
у нашей фирмы одно из направлений деятельности - производство художественного стекла, я так понимаю, это родственно финифти: цвет стекла обеспечивается его химическим составом. Как-то довелось наблюдать работу художников: сыплют порошки в определённой последовательности, практически вслепую рисуют, картина проявляется только после спекания...
Да, совершенно верно. Жидкая эмаль создается на основе толченого стекла с разной рецептурой. Правда здесь еще важно уметь правильно работать с термостойкими красками, наносимыми на эмаль: могут растечься, поменять цвет...