Зилант - татарский дракон



Это главный элемент герба Казани, фантастическое животное Зилант. Известно, что его изображение в качестве эмблемы покоренного Казанского царства есть на Большой печати царя Ивана Грозного и в Царском титулярнике (1672) царя Алексея Михайловича. В 1781 г. Екатрина II утвердила герб Казанского наместничества, совпадающий с современной иконографией ("змий черный, под короною золотою Казанскою, крылья красные"). В советское время Зиланта на гербе Казани не было, снова он появился там решением местной законодательной власти в 2004 г.

Зилант - в переводе с татарского ("джилан") значит "змей", хотя, строго говоря, если это и змей, то змей имеющий отношение не к хтонической, а воздушной стихии, т.е. самый настоящий дракон. Как на христианском Востоке, так и на христианском Западе драконов не любили, - достаточно вспомнить иконографию Георгия Победоносца. Положительными хищниками в обоих культурных регионах признавались лев и орел, дракон же (вместе с обыкновенным змеем) символизировал злое, "сатанинское" начало. Не так было на Дальнем Востоке, где дракон, напротив, олицетворял добро, вечную жизнь, а также легитимную верховную власть. Тюркские народы, тысячелетиями жившие в тесном соседстве с Поднебесной, не могли не перенять у китайцев это особое отношение к драконам. Образ татарского дракона Зиланта - пришел ли он из Волжской Булгарии, или из более поздней Золотой Орды, - разумеется, трансформировался под влиянием ислама, - религии, которая тоже не жаловала воздушных змеев. Зилант - это, скорее, прирученное зло, нежели "добро с кулаками".

Миф. Из многочисленных устных преданий о драконе Зиланте, бытовавших когда-то в среде татарского народа, складывается более-менее целостная картина. Одному из ханов Старой Казани ("Иске Казан") захотелось перенести город на новое место - ближе к устью реки Казанки, впадающей в Волгу. Однако это намерение натолкнулось на объективное препятствие: это выгодное по многим параметрам место буквально кишело змеями. Дальше, - то ли по совету одной местной селянки, которой хотелось переехать на новое место, то ли при участии местного же волхва, - вокруг "змеиного царства" сложили много хвороста и подожгли его. Никто из тварей не выжил, за исключением Зиланта, спасшегося из огня и дыма благодаря своим драконьим крыльям. Далеко он однако не улетел, поскольку был настигнут одним из ханских воинов и вызван на поединок.  Богатырь был рассечен Зилантом на шесть частей, но и сам успел перед смертью серьезно поранить противника. Спасаясь от людей, дракон оставил место будущей Казани и поселился на холме, которую потом так и называли - Зилантова гора ("Джилантау"). Оттуда он делал иногда "вылазки" - летал через Новую Казань на Черное озеро, где утолял свою естественную жажду. То, что от дракона так и не удалось полностью избавиться, не давало местным жителям покоя. Пришлось снова призвать на помощь волхва - волшебника по имени Хаким, так как просто физически победить Зиланта было невозможно. Хаким почти умертвил своими заклинаниями царя змей, но, когда тот запросил пощады, решил, что можно поступить с большей выгодой для всей Казани: Зиланту была дарована жизнь при условии, что тот будет охранять столицу ханства от всех ее врагов. Потому и перенесено было его изображение на герб казанских ханов.

Реальность. В 1552 г. стены Казани пали в результате штурма русскими войсками царя Ивана Грозного. Тогда же на реке Казанке, в непосредственной близости от Зилантовой горы был основан Успенский монастырь, который в 1559 г. будет перенесен уже прямо на вершину таинственного холма. С тех пор и вплоть до наших дней это место так и называется - Зилантов Успенский монастырь. Что касается Черного озера, куда Зилант летал напиться воды, то оно тоже вполне реально, - сохранилось до наших дней и теперь является частью парка Черное озеро.
Всё-таки восточная иконография более миролюбива: у нас всадник поражает копьём дракона, а у них положительный дракон никого не убивает :-)
Интересное наблюдение... Вспоминается еще поединок Ярослава Мудрого с диким медведем. На мой взгляд, объясняется все тем, что человек убивать животное (злое) может, а вот животное (даже положительное) убивать человека "не имеет никакого римского права".
Ох уж эта мифология! Всё время пытаются извести какое-нибудь уникальное животное...
Спасибо за интересную статью!
Тут есть закономерность: чем сильнее животное "изводили" (или якобы "изводили") в реальной жизни, тем долговечнее оно в "мифологии"... Моральная компенсация, не иначе...)