Памятники на Площади трех вокзалов

Строго говоря, Площади трех вокзалов на карте Москвы нет, а есть Комсомольская площадь, - однако это как раз тот случай, когда название места de facto рождается "снизу" и существует независимо от того, утверждено оно de iure "сверху " или нет. Площадь трех вокзалов появилась в результате отвоевания суши у местных водоемов: вплоть до 1860-ых годов (уже стояло здание Николаевского вокзала) здесь было неосушенное болото, протекала речка Ольховец и, наконец, существовал большой Красный пруд, на котором в 1697 г. Петр Первый отмечал с фейервеками взятие Азова. Болото осушили, речку канализировали в подземную трубу; что до озера, то его осушили только в начале XX века, в промежутке между строительством нового Ярославского и нового Казанского вокзалов - последних двух "доминант" этого необычного места.

Площадь трех вокзалов - уникальный транспортно-коммуникационный "узел", с которым отчасти может сравниться только аналогичный транспортно-коммуникационный "перекресток" четырех разных веток метро под землей в районе станции Библиотека им. Ленина. Сюда ежедневно стекаются жители из северо-западных, северных и многочисленных восточных регионов России. Рано или поздно, этот огромный проходной двор, выросший на болоте, нужно было оформить как место причастное к истории. Самый простой и эффективный способ - установка памятников.


ФОТО 1. Когда-то здесь, с западной стороны Ярославского вокзала стоял плотный сектор торговых палаток. В сентябре 2011 г. (аккурат ко дню города) на расчищенном пространстве был открыт фонтан, а над ним установлена динамическая статуя Георгия Победоносца - с копьем, на коне и поверженным змеем под ним. Главным персонажем герба Москвы этот святой стал при Иване III (1462-1505), - тогда же, когда "двуглавый орел" стал гербом всего Московского государства. Кстати, если присмотреться, на груди всадника можно разглядеть главную государственную эмблему. Произведение скульптора С.А. Щербакова кажется по-настоящему реалистичным: "выписан" каждый мускул лошади, а в самом Георгии подчеркивается не столько святость, сколько физическая сила. Здесь вы можете посмотреть на очень достойный иконописный оригинал.


ФОТО 2. Гранитный памятник В.И. Ленина - самое старое скульптурное изображение на Площади трех вокзалов. Установлен с восточной стороны Ярославского вокзала в 1967 г. Скульптор А.П. Кибальников (1912-1987) изобразил Вождя мирового пролетариата во вполне канонической для него "ораторской" позе: левая рука держится за лацкан, а правая вот-вот взметнется вперед - в характерном "ленинском" жесте.



ФОТО 3. Памятник Транссибу с символическим 0-вым километром установлен близ путей дальнего следования Ярославского вокзала в 2001 г. - в честь 100-летия самой протяженной в России железной дороги. На оборотной стороне "куба" обозначено расстояние до Владивостока - 2298 км.



ФОТО 4. Этот групповой памятник, посвященный "создателям российских железных дорог", открыли рядом с Казанским вокзалом 1 августа 2013 - в День железнодорожника. В качестве "создателей" скульптор С.А. Щербаков (см. выше) представил шестерых разных людей, живших на протяжении почти 150 лет отечественной истории: изобретатели русского паровоза Ефим Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Черепанов (1803-1849), строитель Царскосельской железной дороги Франц-Антон фон Герстнер (1796-1840), министр путей сообщения при Александре II Павел Мельников (1804-1880), министр путей сообщения при Александре III Сергей Витте (1849-1915), министр путей сообщения при Николае II Михаил Хилков (1834-1909). Наконец, есть тут и седьмой персонаж, хотя и в виде бюста - Николай I. Его присутствие в этой компании оправдывается следущей надписью в основании памятника: "Император всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении Железной дороги Москва - Санкт-Петербург".



ФОТО 5. Бюст главного архитектора нового Казанского вокзала Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) стоит рядом с его детищем, лицом к Комсомольской площади. Строительство величественного здания, центральная часть которого напоминает башню Сююмбике в Казани, началось перед I мировой войной, однако растянулось на десятилетия: 1913-1940.



ФОТО 6. Бюст главного архитектора Николаевского (теперь - Ленинградского) вокзала Константина Андреевича Тона (1794-1881) также установлен рядом с его творением. Здание было построено в 1849 г. и с тех пор никогда не перестраивалось.



ФОТО 7. Бюст главного архитектора нового Ярославского вокзала Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926). Еще один талантливый "русский немец", на которых держалась Российская империя. Современное здание Ярославского вокзала в неорусском стиле с элементами "северного модерна" было построено в 1904 г.



P.S.
Все фотографии сделаны 01.05.15.