В Ростове Великом. Церковные фрески.

Будете в Ростовском кремле, не упустите возможности полюбоваться местными ансамблями фресок. Все они создавались в 1670-1680-ые годы иконописцами костромской и ярославской школ. Фрески начали реставрировать еще в 1950-ые гг., и процесс реставрации до сих пор не завершен полностью. Поскольку церкви являются частью государственного музея-заповедника, здесь вы не столкнетесь с запретом на фотографирование. Пока же предлагаю познакомиться с моей подборкой.

ФОТО 1. Мы в церкви Воскресения. Это изображение серафима, - того самого "шестикрылого", который фигурирует в пушкинском "Пророке", "является на перепутье". Библейская этимология слова ("сараф") позволяет гороворить не только об огненной стихии этих существ, но и об их родстве с летающими змеями, т.е. драконами. Лично мне традиционное изображение серафима "в профиль" странным образом напоминает эмблему спутника.



ФОТО 2. Иоанн Богослов. Тип изображения - разворот фигуры вправо, ухо обращено вверх - говорит о том, что апостол находится на острове Патмос и внимает откровению свыше, которое потом материализуется в книге Апокалипсис.



ФОТО 3. Мы уже в другом храме - церкви Иоанна Богослова. Обратите внимание на изображение серфима "анфас" под аркой.



ФОТО 4. А эту фреску сможет расшифровать только человек знакомый с церковной историей Ростовской земли. Преподобный Авраамий Ростовский, живший где-то на рубеже XI и XII веков, прославился не столько своими монашескими подвигами, сколько одним бескомпромиссным поступком. Авраамий жил в Ростове в окружении не очень усердных христиан, многие из которых были христиане лишь номинально, а на самом деле поклонялись каменному идолу богу Велеса. Благочестивая легенда гласит, что сам Иоанн Богослов явился Авраамию и вооружил его посохом для свержения языческой статуи. Фреска изображает как раз момент осуществления миссии. Интересно, как передавали в древней живописи динамику развития события: вот статуя стоит целая, а вот она разбивается на куски....



ФОТО 5. Церковь Спаса Нерукотворного На Сенях. Красочная монументальная живопись второй половины XVII века. Пиршество для глаз. Наверху угадываются сцены из Евангелия, слева направо: воскрешение Лазаря, вход Господень в Иерусалим, распятие, снятие с креста, положение во гроб.



ФОТО 6. "Земля отдает мертвых, море отдает мертвых". Вольное переложение стиха из Апокалипсиса: "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них" (Откровение, 20, 13).



ФОТО 7. «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков» (Даниил, 7, 17-18). В Византии, а потом и на Руси четыре царства интерпретировались как: Вавилонское, Персидское, Македонское и Римское.



P.S.
Все фотографии сделаны 20.05.15.
точно, крылья Серафима чем-то напоминают антенны первого спутника :-)