В Костроме. Ипатьевский монастырь.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь - так звучит полное название этого значимого для российской истории места, - согласно благочестивой легенде, был основан в 1330 г. при деятельном участии выходца из Золотой орды, татарского мурзы по имени Чет. Плыл он как-то в по Волге в сторону Москвы с целью поступить на службу к великому князю Ивану Калите. И вот, якобы отдыхая в живописной роще на берегу реки Кострома, он имел видение: ему, язычнику явилась сама Богородица, и не одна, а в сопровождениии не особенно известных на Руси апостола Филиппа и св. Ипатия Гангрского. Придя в себя, Чет почувствовал, что избавился от некоего давнего недуга, после чего дал обет креститься (крестился, под именем Захарии) и основать на месте чудесного явления монашескую обитель (основал, в честь св. Ипатия Гангрского). Потомками этого Чета-Захарии были бояре Годуновы, которые сделали в Ипатьевском монастыре свою "родовую" усыпальницу. Свой первый расцвет обитель пережила в пору царствования Бориса Годунова (1598-1605), когда монастырь активно застраивался и богател благодаря щедрым пожертвованиям со стороны своего царственного покровителя и его ближайших родственников. Новая слава Ипатьевского связана с именем будущего царя Михаила Романова, который, оберегаясь от опасностей Смутного времени, жил в стенах монастыря вместе со своей матерью - инокиней Марфой (Ксения Романова) - с осени 1612 г. Сюда явилась за ним делегация от Земского собора, на котором он был избран заочно царем. С тех пор Ипатьевский монастырь стал родовой святыней уже не Годуновых, а Романовых...

Стены Ипатьевского монастыря как будто компенсируют Костроме ее несохранившийся кремль. Впрочем, это нечто большее, чем провинциальный кремль, это - "колыбель российской государственности". Разочарованными не останетесь. Попасть сюда из исторического центра Костромы можно даже пешком: кратчайший путь - по улице Островского, далее - по мосту на другую сторону реки Костромы.

ФОТО 1. Вид на Ипатьевский монастырь со стороны реки Кострома. На переднем плане - Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии (построены в 1841-1863 гг.). Хрисанф и Дария - это потому, что в день их поминания (1 апреля по н.ст.) в 1613 г. Михаил Романов отправился из Ипатьевского монастыря "на царство".



ФОТО 2. Северные (Екатерининские) ворота - главный вход в монастырь. Ворота были построены в 1767 г. аккурат к визиту Екатерины II. Обратите внимание на монограмму императрицы над входом.



ФОТО 3. Троицкий собор (построен в 1650-1652 гг). Внутри - великолепные фрески Гурия Никитина, выполненные в 1685 г. С 2004 г. собор (и все прочие монастырские строения) - собственность РПЦ, так что в самом храме фотографировать запрещено.



ФОТО 4. Звонница и Колокольня. Звонница была возведена еще при Годуновых в 1603-1605 гг. Колокольня (с шатром) - в 1645-1646 гг.



ФОТО 5. Палаты бояр Романовых. Когда в Ипатьевский монастырь в 1834 г. приехал с визитом Николай I, то его неприятно поразило, что дом, в котором жил в 1612-1613 гг. Михаил Романов и его мать, сохранился в неудовлетворительном состоянии. Реконструкция была поручена самому К.А. Тону - автору храма Христа-Спасителя. В 1860-ых гг. обитель посетил уже Александр II, - и реставрацию провели повторно, с участием архитектора Ф.Ф. Рихтера.



Внутри Палат много экспонатов, связанных с историей воцарения Романовых и их духовной связи с Ипатьевским монастырем. Однако слабое освещение и музейные витрины помешали мне сделать сколько-нибудь качественные фотографии, если не считать ельцинского "письма" и печек с изразцами.

В Ипатьевском монастыре - сакральном, как бы сейчас сказали, месте для русской власти - побывали в свое время все три президента РФ. Каждый из них оставил после себя листок с отзывом. Меня больше всего интересовал документ за подписью Б.Н. Ельцина. Когда-то, в сентябре 1977 г., он - первый секретарь Свердловского обкома КПСС - вынужден был подчиниться решению Политбюро ЦК о сносе знаменитого дома Ипатьева, где были расстреляны Николай II и его семья. Эта странная связь между Ипатьевским монастырем, откуда началась история царей Романовых и домом Ипатьева в Екатеринбурге, где эта история закончилась, не может не производить впечатления - в том числе на людей не замороченных на "мистических совпадениях". Известно, что первого президента России весьма тяготил тот эпизод из прошлого, который он с высоты завоеванной им в 1991-1993 гг. верховной власти, наверное, считал проявлением слабости. Словом, визит в Ипатьевский монастырь не был случайным...


ФОТО 6. "Будем сохранять для потомков" - в подтексте память о "несохраненном" доме Ипатьева. "Колыбелью российской государственности" назван здесь Ипатьевский монастырь. Пройдет несколько лет, и на это неофициальное звание будут претендовать Ладога и Новгород Великий. В 2014 г. найдутся те, кто назывет "колыбелью" Крым и Севастополь.



ФОТО 7. Изразцовая печь с росписью "в шашку" под XVII век. Объект конечно "новодельный", из XIX века, но хорошо имитирует старину.



ФОТО 8. Вот тоже красивая изразцовая печь. Голубые изразцы с надписями - такие делались в XVIII веке.



ФОТО 9. Посмотрим поближе, почитаем... "Не потребен без рому", "Смерть едина мя развяжет", "Состоит в соединении", "Дурак на него уповает", "Во едином бегании смел"... Похоже на какую-то загадку.



P.S.
Все фотографии сделаны 21.05.15.
вспоминается шутка про чувака, которого за упоминание Ипатьевского монастыря забанили на некоем форуме за ненормативную лексику :-)
Красиво, особенно изразцы!
Да, изразцы - вещь душевная... Все эти надписи и рисунки, которые на них, - это в некотором смысле наши современные магниты на холодильниках... При этом еще и гимнастика для ума...)