"Мраморный" путь: из Тивдии в Санкт-Петербург

Я продолжаю рассказ о славных страницах истории озера Сандал.
История этого озера - это история розового "тивдийского" мрамора.

Давайте начнем с конца:

Где в Санкт-Петербурге можно увидеть тивдийский мрамор?
- Фасады Мраморного дворца (Миллионная ул., 5). Построен в 1785 г. Архитектор: А. Ринальди.
- Фасады Михайловского (Инженерного) замка (Садовая, 2). Построен в 1800 г. Архитектор: В. Бренна.
- Пьедестал памятника Петру I (Кленовая ул.). Установлен в 1800 г. Архитектор: Ф.И. Волков.
- Интерьер Казанского собора (Казанская пл., 2). Построен в 1811 г. Архитектор: А.Н. Воронихин.
- Интерьер Исаакиевского собора (Исаакиевская площадь). Построен в 1858 г. Архитектор: О. Монферран.
- Фасады Малого Мраморного дворца (Гагаринская ул., 3). Построен в 1862 г. Архитектор: Э.Я. Шмидт.
- Мраморный зал в здании Российском Этнографическом музее (Инженерная ул., 4а). Построено в 1911 г.
Архитектор: В.Ф. Свиньин.


ААА

Мраморное месторождение сразу за северной оконечностью озера Сандал открыли в 1757 некий купец Иван Мартьянов на пару с крестьянином Иваном Гриппиевым. Государство в лице Екатерины II заинтересовалось этим местом в связи с планом построить в столице Исаакиевскую церковь, и вот уже в 1769 году здесь возникает первая "мраморная ломка".

Н.Я. Озерецковский побывал на Сандале в сентябре 1785 и оставил нам подробнейшее описание добычи/транспортировки:

"Добывание мрамора производится таким образом: в низу горы выдалбливают железными буравами круглые скважины. Употребляемые на сие буравы длиною бывают в аршин, а толщиною в дюйм; острые и плосковатые концы, которыми пробивают мрамор, делаются из стали. Приставя такой бурав к мрамору, один человек его держит, а другой бьет по нем большим молотом, и при каждом ударе человек, держащий бурав, вокруг его поворачивает; притом для предохранения железа от разгорячения и для очистки скважин от мраморной пыли льют в них понемногу холодной воды, с которою пыль оная вон вытекает. Когда скважины до надлежащей глубины достигнут и нужное их число будет наделано, тогда дают им просохнуть, потом наполняют порохом и забивают отверстия их сухою замазкою, на которой медною проволокою прокалывают дырочки, и когда работников распустят с ломки обедать или ужинать, то сереною светильного зажигают порох в оных скважинах, отчего большие глыбы камня от горы отделяются. Работу сию продолжают до тех пор, пока вдоль горы не выломают на мраморе впадины глубиною до трех сажен и более.
После сего начинают работать на поверхности горы, где по вышесказанным парушинам таким же образом глубокие пробуривают скважины, одну к другой наискось. Для сего употребляются буравы сперва покороче, потом подлиннее, а наконец трехсаженные и более, если того вышина горы требует и скважины глубоки быть должны. Их набивают порохом так, как подгорные скважины, и сереной светильной за один раз все зажигают. Сим способом отламывают от подломанной снизу горы огромной величины камни, которые паки бурят и раскалывают железными клиньями, дабы по данной мере или по сделанным из дерева образцам вытесать из них брусья и проч. Вытесанные на ломке занумеривают и с ломки по Гиж-озеру через две версты отпускают на прамах, потом, выгрузив, переволакивают по земле, бревнами устланной, до Сандал-озера, коим везут 40 верст до прорытого в Ниг-озеро канала; из Ниг-озера перетаскивают волоком в Кондопаж-скую губу, где грузят на галиоты и на них из Онежского озера в реку Свирь, а из сей по Ладожскому озеру в Неву и таким образом в Петербург доставляют".
Очень интересное перемещение мрамора в пространстве :) Спасибо за экскурс в историю.
Спасибо! Всегда рад осветить малоизвестные страницы истории. Как видите, "перемещаются" не только люди, но и камни...)