В Калуге. "Культ личности" Циолковского.

"Культ личности" я взял в кавычки, чтобы кто-нибудь вдруг не подумал, что я отрицательно отношусь к такого рода культивированию памяти действительно достойных людей - наших великих соотечественников. Наоборот, я - только за! У каждого исторического города, я считаю, должно быть свое лицо в самом буквальном смысле этого слова. Калуге с этим повезло. Ее лицом еще при жизни стал Константин Эдуардович Циолковский. Несмотря на возможности обосноваться в столичных городах - поближе к центрам научного знания, - ученый упорно жил, преподавал и печатался в провинциальной Калуге. В случае с Циолковским конечно же бросается в глаза этот контраст между его внешней, так сказать, жизнью в деревянном доме на берегу Оки и теми мыслями "межгалактического" масштаба, которые двигали внутренней, духовной жизнью ученого. Потом еще эти его велосипедные прогулки по городу на фоне будущих полетов человека в космос, подготовленных в том числе участием его теоретического гения... Все в этом мире непросто, а то, что кажется странным, на самом деле, может нести в себе глубокий, космический даже смысл. DIXI.


ФОТО 1. У входа в парк имени Циолковского. В XIX веке это место называлось Загородным садом, в 1899 г. - в связи со 100-летием А.С. Пушкина - переименовано в Пушкинский сад (рапространенная в том юбилейном году традиция). Здесь особенно любил кататься на своем велосипеде Константин Эдуардович. Так велика была любовь Циолковского к этому парку, что после своей смерти в 1935 г. именно здесь, в самом его центре он и был похоронен. Сам парк с тех пор носит его имя.



ФОТО 2. Итак, мы в парке имени Циолковского. Памятник-обелиск над могилой ученого, установленный в 1936 г.



ФОТО 3. Могила Циолковского. Жизнь как раскрытая книга - такой, кажется, посыл у художественно офрмленной могильной плиты.



ФОТО 4. "Грезы о небе" (2011 г., скульптор Светлана Фарнеева) - так называется скульптурная композиция Циолковского с велосипедом, стоящая на пешеходной Театральной улице.



ФОТО 5. Монумент "Встреча Королева и Циолковского" находится аккурат на пересечении улицы Академика Королева и улицы Циолковского. В жизни с "пересечениями" сложнее: нет достоверного свидетельства того, что два великих ученых действительно встречались в Калуге или где бы то ни было. Есть почти мифологическая версия о коротком визите Сергея Павловича Королева в Калугу в 1929 г., когда эстафета знания была якобы передана из рук в руки... Так или иначе, монумент, созданный скульптором Алексеем Леоновым, был установлен в 2011 г. - этот факт неоспорим.



ФОТО 6. В Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. Это - макет космической пассажирской ракеты, спроектированной ученым в Калуге в 1896-1903 гг. Летательный аппарат странным образом напоминает авиационную бомбу, что указывает на родство теоретической космонавтики с вполне прикладной артиллерийской наукой.



ФОТО 7. Исключительно плодотворным было пребывание Циолковского в Калуге на рубеже XIX и XX вв. По адресу ул. Георгиевская, 16 стоит дом, в котором, как сообщается в памятной табличке, "с августа 1893 г. по март 1902 г. жил великий русский ученый К.Э. Циолковский. Здесь он изобрел и построил аэродинамическую трубу, работал над проблемами, воздухоплавания и авиации, создал капитальный труд "Исследование мировых пространств реактивными приборами", заложивший основы ракетодинамики и космонавтики".



ФОТО 8. В этом типичном классицистском здании на пересечении Театральной улицы и улицы Кирова когда-то находился типичный советский аэроклуб. Как явствует из памятной таблички, в 1934 г. перед его курсантами выступал со своими лекциями К.Э. Циолковский.



ФОТО 9. Если Земля, согласно Циолковскому, является "колыбелью разума", то Калуга в лице Циолковского - это колыбель космонавтики. Слоган, в сжатой форме передающий мысль о гордости калужан за место, где они живут, встречает (и провожает) гостей города на привокзальной площади города.



P.S.
Все фотографии сделаны 1-3 июля 2015.
практически город Циолковского :-)
А подмосковный Королёв наоборот: от Королёва одно название, а памятников не видать.