Два рязанских всадника

История возникновения Рязани отчасти напоминает аналогичную древнюю историю Минска. Дело в том, что нынешняя Рязань, которая до 1778 г. называлась Переяславлем-Рязанским, является преемницей другой Рязани, находившейся в 50 км от современной и разрушенной монголо-татарами хана Батыя зимой 1237-1238 гг. Скорее всего, Переяславль-Рязанский существовал еще до гибели Старой Рязани, но первое его упоминание в летописях связано с 1301 г. В конце XIX века этот факт не помешал местным краеведам а также чиновным любителям больших круглых дат (800 лет!) "раскопать" некий документ, свидетельствующий об основании современной Рязани еще в 1095 г. - за год до первого упоминания Старой Рязани в летописях под 1096 г... Как видите, история искусственного "состаривания" и без того старых городов началась не во Владимире, и не в Казани.

Теперь наконец-то поговорим о двух главных рязанских героях. За много столетий до того, как Рязань стала столицей ВДВ и люди привыкли воевать пешими, главным атрибутом воинской доблести был боевой конь... На Почтовой улице и Соборной площади - в 400 метрах друг от друга - возвышаются две конные скульптуры, возвращающие современных людей во времена, когда Рязань была столицей независимого княжества.


ФОТО 1. Памятник Евпатию Коловрату (скульптор Олег Седов) был установлен на Почтовой улице в 2007 г. Это не воин-защитник и не воин-завоеватель, это - редкий в русской истории тип воина-мстителя! Вернувшись по зимней дороге из Чернигова на неостывшее еще пепелище родной Рязани, Евпатий Коловрат сколачивает небольшой отряд, который занимается преследованием и уничтожением арьергардов монголо-татарского войска, на тот момент направлявшегося к новой цели - Суздальской земле: "И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притупились, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали" ("Повесть о разорении Рязани Батыем").



Гибель Евпатия Коловрата была предрешена, - для него самого вопрос стоял лишь в том, чтобы успеть унести с собой, как можно больше жизней врага. "И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня потчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего" ("Повесть о разорении Рязани Батыем").


ФОТО 2. Памятник князю Олегу Рязанскому (скульптор Зураб Церетели) был установлен на Соборной площади все в том же 2007 г. Во взгляде этого всадника читаешь не боевую ярость, а мудрость стратега и хитрость тактика. Таким и был Олег Рязанский (ум. в 1402 г.) - правитель последнего из могущественных удельных княжеств, с которым считалась Москва. В будущей столице единого Русского государства его не любили и называли "прислужником басурманским". Не жаловала его и вся официальная российская историография, - ведь в 1380 г., вместо того, чтобы биться против Мамая на Куликовом поле бок о бок с Дмитрием Донским, он занял расчетливо нейтральную позицию.



Активное сопротивление Олега Рязанского процессу "единения русских земель" не помешало тому, что в самой Рязани о нем всегда хранилась память не только как о мудром правителе, но и как о местночтимом святом: под именем схимника Иоакима князь был похоронен в основанном им Солотчинском монастыре, и останки его с тех пор квалифицировались не иначе, как "мощи".


ФОТО 3. Олегу Рязанскому выпала и еще одна счастливая посмертная судьба: именно с ним рязанцы связывают фигурирующего на городском гербе абстрактного князя в червленой епанче, с мечом в правой руке.


P.S.
ФОТО 1-2 сделаны 3 и 4 января 2016.
интересно. хотелось бы больше почитать на эту тему.
Спасибо за положительный отзыв... Если брать современную беллетристику, про Евпатия Коловрата есть роман Льва Прозорова, про Олега Рязанского - роман Алексея Хлуденева. К сожалению, из серьезных исторических монографий порекомендовать нечего, - кажется, их пока нет...