Зимний дворец Петра I

"Зимний дворец Петра I" - это один из нескольких музейных проектов Государственного эрмитажа, существующих наряду с всемирно известной экспозицией Главного комплекса. Коллекция Государственного эрмитажа, как известно, находится в стенах елизаветинского Зимнего дворца, который историки называют пятым Зимним дворцом. Ему предшествовали, в частности, первый Зимний дворец - не дошедшие до нас т.н. Свадебные палаты (1712 г.) - и второй Зимний дворец (1716-1719, 1720-1723, 1725-1726), отдельные интерьеры и даже фасады которого были воссозданы благодаря кропотливой работе археологов и реставраторов, после чего были представлены вниманию широкой публики в 1992 г. Экспозиция "Зимний дворец Петра I" находится в подвальной части Эрмитажного театра (Дворцовая наб., 32), построенного при Екатерине II архитектором Джакомо Кваренги на месте некогда возвышавшихся построек петровской эпохи.


ФОТО 1. Стена Эрмитажного театра со стороны Зимней канавки. На уровне первого и второго этажей реставраторы воссоздали фрагмент стены петровского Зимнего дворца, которая в свое время не была уничтожена Джакомо Кваренги, а использовалась им в качестве несущей конструкции для нового здания.



ФОТО 2. Музей как таковой начинается с зала, где демонстрируется фильм, в котором с помощью компьютрных технологий детально раскрываются все этапы существования второго Зимнего дворца: от "Малых палаток" Иоганна Георга Маттарнови до "Новопостроенных палат" Доменико Трезини. После смерти Екатерины I это место перестало быть императорской резиденцией: при Анне Иоанновне здесь была музыкальная школа, при Елизавете Петровне - жили ветераны Лейб-гвардии Преображенского полка, при Екатрине II - его отдали в ведение Дирекции императорских театров.



ФОТО 3. Спускаемся вниз - туда, где когда-то находился цокольный этаж второго Зимнего дврца.



ФОТО 4. Перед нами - реконструкция Парадного двора. Для тех, кто хорошо ориентируется в центре СПб, поясню: мы сейчас обращены лицом в сторону Невы, Зимняя канавка - слева. Арки центрального портала, чудом сохранившиеся при постройке Эрмитажного театра, воссозданы в том виде, в каком они были Петре I и Екатерине I. Обратите внимание на воссозданную - с опорой на свидетельства современников - мостовую "кирпич елочкой".



ФОТО 5. Незаштукатуренный фрагмент арочной кладки.



ФОТО 6. Прогулочная коляска Петра I. Была выполнена по проекту французского мастера Никола Пино, который вошел в историю еще и как главный художественный оформитель траурной церемонии прощания с Петром I, проходившей здесь же, в Зимнем дворце. Широкие металлические шины были сделаны специально для удобной езды по гравийным аллеям.



ФОТО 7. Карнавальные сани, изготовленне в Польше еще в первой четверти XVII в. Про их принадлежность Петру I ничего не говорится, однако можно предположить, что без них не обходились царские увеселительные церемонии.



ФОТО 8. Чугунная корабельная пушка, отлитая на заводах в Олонце. На стволе орудия - вензель Петра I и надпись "OLONEZ 1711".



ФОТО 9. Современный коридор отделяет бывшие дворцовые помещения центрального портала (справа) от флигеля "Малых палаток" (слева). Эти последние ценны тем, что, как минимум, до 1723 г. именно в них находились личные покои Петра I, выходившие окнами на Зимнюю канавку. Разумеется, реставраторы использовали по максимуму этот кусочек отвоеванного у истории пространства, - были воссозданы предположительно находившиеся здесь столовая, токарня и "канторка" великого правителя.



ФОТО 10. Столовая. В центре - дубовый стол, покрытый иранским ковром XVII в. Мы видим четыре дубовых стула. Те, что посередине, были привезены Петром I из Голландии. Те, что с боков - подарок польского короля Августа Сильного. На столе - серебряное ведерко работы аугсбургских мастеров конца XVII в., в котором бутылка красного вина, найденная здесь же при раскопках. На заднем плане - часы лондонского мастера Генри Торнтона с миниатюрным портретом царя над циферблатом.



ФОТО 11. Из столовой дверь ведет в токарню Петра I. К сожалению, рядовому посетителю туда не пройти.



ФОТО 12. Можно только заглянуть через окно. А посмотреть там есть на что. Например, на токарно-копировальный станок, созданный в 1710-ых гг. английским мастером Георгом Занепенсом. Здесь много мемориальных вещей Петра I: очки для работ за станком, медная табакерка с надписью "Саардам 1696 год", несколько тростей царя и четыре деревянные тарелки его самоличной работы.



ФОТО 13. "Канторка", она же рабочий кабинет Петра I. Бюро ("канторка" в узком смысле слова) было изготовлено по заказу царя в Лондоне в 1717 г. Высота рабочей доски соотнесена с высоким ростом Петра Алексеевича. Рядом с бюро мы видим специальный шест, точно фиксирующий рост августейшего заказчика - 204 см.



ФОТО 14. Кстати, Петр I умер как раз в "канторке" 28 января (по старому стилю) 1725 г. в 5.15 утра. Это помещение, а наряду с ним и Кавалерский зал, в котором проходило прощание с императором, - всё находилось на втором этаже дворца, - разумеется, до нас не дошло. Частично воссоздать атмосферу Кавалерского зала призвано помещение, в котором когда-то была "кордегардия" (караульня). Центральный экспонат - "восковая персона" Петра I на троне. Это - знаменитая работа Бартоломео Карло Растрелли, выполненная им после смерти царя по заказу Екатерины I.



P.S.
Все фотографии сделаны 02.04.16.
На вид паркет паркетом, а оказывается "кирпич ёлочкой" :-)
Интересно, а почему в токарню нельзя заходить? А кому тогда можно?
Я задавал этот вопрос музейным работникам. Говорят, что даже в их штате не всем разрешается туда заходить! В общем, пропустят или руководство музея или "высоких гостей"...) Проблема в том, что в этих помещениях буквально десятки больших больших и малых мемориальных вещей, - за каждым посетителем не уследишь.