Санкт-Петербург. Три памятника Петру I.

Чем отличается образ великой исторической личности от образа исторической личности, находящейся, скажем так, в общем ряду "жизней замечательных людей"? Ответов может быть много, но на сегодняшний день он у меня такой: сложность и противоречивость этого самого образа. В этом случае и образ-то не один, а несколько. Вот, к примеру, был император Николай I: запечатленный однажды в известном памятнике на Исаакиевской площади, его образ органичен в своей одномерности и не таит в себе каких-то дополнительных ипостасей. Не так с Петром I! Шлейф ролевых образов тянется за ним вот уже три столетия. Историки, поэты, художники и скульпторы создают все новые и новые мифы, интерпретации, - благо жизнь первого российского императора была исключительно яркой по форме и многообразной по содержанию...


ФОТО 1. Уже давно ставший местной достопримечательностью, памятник Петру I в Петропавловской крепости от скульптора Михаила Шемякина. Образ конечно же восходит к знаменитой "восковой персоне" в исполнении Бартоломео Карло Растрелли, однако шемякинская "персона" словно бы пародирует первоисточник: вместо густой шевелюры абсолютно лысая голова, а сама она находится в чудовищной диспропорции с остальным телом. И тем не менее, это не пародия. Примем этот условный язык гипербол и эксцентрики, - язык вполне согласующийся с барочной эстетикой, в эпоху которой жил Петр Великий, - и вот перед нами своего рода "внутренний" портрет императора, где все врожденные конфликты как будто бы на поверхности, однако подчинены тотальной волевой энергии. Иерархическая статика пирамиды.
IMG_5986.JPG


ФОТО 2. "Царь-плотник" - памятник Петру I на Адмиралтейской набережной. Дар Королевства Нидерланды, - это копия памятника, стоящего в голландском Саардаме, который в свою очередь является копией того памятника, что был создан в 1910 г. скульптором Л.А. Берштамом, но был уничтожен большевиками. "Царь-плотник" - самая демократичная из петровских ипостасей. Физический труд, - если он в радость, - умиротворяет человека. Вот и лицо Петра здесь выглядит на удивление просветленным, лишенным обычной для его иконографии напряженности лицевых мускулов.
IMG_5986.JPG


ФОТО 3. Самый знаменитый памятник Петру I. Он же - самый первый из установленных. Творение Этьена Мориса Фальконе, доминирующее на прострастве Сенатской площади, - это классицистский триумф разумного человека над слепыми силами природы. Независимо от первоначальных замыслов французского скульптора, его Петр буквально "привязан" к теме основания Петербурга на болотах и в условиях непредсказуемых наводнений. В свое время это понял А.С. Пушкин, сделавший одушевленного Медного всадника одним из героев одноименной поэмы.
IMG_5986.JPG


P.S.
ФОТО 1 - 02.04.16, ФОТО 2-3 - 03.04.16
Шемякинский Петр как-то не воспринимается. Хоть он, возможно, и близок к реальному, в последние годы жизни.
Это дело вкуса, о котором, как известно, не спорят. К слову сказать, сама лысая голова Петра I, - если не принимать во внимание шемякинской "эксцентрики" с диспропорциями - это почти точная копия прижизненной маски императора, сделанной Бартоломео Карло Растрелли.
Помню-помню эти памятники: мне из них как раз плотник больше всех нравится :-)
Очень поразил первый памятник. Не ожидал и не подумал бы. Это все наши стереотипы.
Без стереотипов история становится, как минимум, интересней...)