Гродно. Коложская церковь.

Культурно-исторический феномен Коложской церкви представляется мне явлением того же порядка, что и феномен Западной Стены на Храмовой горе в Иерусалиме... С моей стороны тут нет никакой спекуляции на тему "сакральных мест", - я просто обращаю внимание читателя на аномалии истории: подобно тому, как культурно-исторический ландшафт древнего Иерусалима изменился до неузнаваемости после появления ислама, и лишь чудом сохранившиеся остатки Второго Храма в виде Западной Стены напоминали о некогда господствовавшей здесь религии пророка Моисея; так и в католическом Гродно к эпохе Брестской унии (1596 г.) почти не осталось следов древнерусского православия, и только полуразрушенная Коложская (Борисоглебская) церковь упрямо свидетельствовала о том, что была у этого места и другая история...

ФОТО 1. Вид на Коложскую церковь. Внизу - русло реки Неман. Отсюда можно разглядеть вдалеке Старый мост.
IMG_6453.JPG


Точное время строительства Коложской церкви неизвестно и, скорее всего, приходится на 1180-ые гг. Что касается ее исторического названия, то оно восходит к наименованию урочища Коложань, над которым возвышается сам храм. Издревле Коложская церковь находилась за пределами городской черты и, вдобавок ко всему, была воздвигнута на неустойчивой прибрежной почве: по всем человеческим и природным законам она должна была погибнуть или в результате очередного набега крестоносцев, или же по причине оседания грунта в сторону Немана. Ни того, ни другого не случилось! Впрочем, в 1853 г. небольшо й оползень все-таки произошел, и вся южная стена храма элементарно рухнула. Впоследствии на ее месте была возведена новая стена, - но уже деревянная.


ФОТО 2. Подойдем чуть ближе...
IMG_6453.JPG


Коложской церкви удивительно повезло в том смысле, что на протяжении всех восьми веков ее существования прилегающая к ней территория на холме так и не подверглась жилой или хозяйственной застройке. Красота архитектектурного памятника полностью раскрывается именно в окружении уникального гродненского ландшафта - с его неровностями, спусками и подъемами.


ФОТО 3. Памятный камень установлен в честь князя Давыда Городенского (1283-1326) - каштеляна Городена (Гродно) и выдающегося средневекового полководца. По преданию, именно здесь, у Коложи было похоронено его тело.
IMG_6453.JPG


Время сильно "потрепало" красоту этой жемчужины древнерусского зодчества. Надо быть поэтом, чтобы, погрузившись в историю, откуда-то оттуда просветленным взглядом взглянуть на суровые стены Коложской церкви:
"Коложа встала перед ним в лунном сиянии такая простая, такая совершенная, что перехватило дух. Блестящий купол, серебряно-синие стеклышки в окнах барабана, полосатые, аквамарин в чернь, стены. Все густое, даже в тенях черное в зелень, как перо селезня. Оранжевым, зеленоватым, радужным сияют на стенах плиты и кресты из майолики. Большего совершенства ему не приходилось видеть. Страшно подумать, что кто-нибудь посмеет поднять на не руку. Стоит, как морской дворец, а над ней склоняются деревья, хотят сцепиться над куполом. А выше деревьев - небо. Вселенная" (Владимир Короткевич "Христос приземлился в Гродно").


ФОТО 4. Вид на церковь со стороны алтарной части.
IMG_6453.JPG


ФОТО 5. "Плоть" Коложи. Кирпич и отшлифованные куски больших камней (гранит, гнейс).
IMG_6453.JPG


ФОТО 6. Вход в Коложскую церковь. Здесь хорошо видны последствия разрушения середины XIX в.
IMG_6453.JPG


ФОТО 7. Деревянная южная стена храма.
IMG_6453.JPG


ФОТО 8. Внутри. Простота и величие древности.
IMG_6453.JPG


ФОТО 9. Вдоль беленых кирпичных стен тянется деревянная галерея.
IMG_6453.JPG


ФОТО 10. Вид на Коложскую церковь с левого берега Немана.
IMG_6453.JPG


ФОТО 11. Вид на Коложскую церковь со стороны Старого замка.
IMG_6453.JPG


P.S.
Все фотографии сделаны 4 мая 2016 г.
Отсутствие штукатурки позволяет увидеть особенности древней кладки: толщина шва порой достигает толщины кирпича, на перевязку между кирпичами не особенно обращали внимание, да и сами кирпичи разных размеров. И ведь стоит тысячу лет!
Я конечно не специалист по кирпичной кладке, но, может быть, именно "разнобой" между кирпичами и делал стену особенно прочной?
Издалека вроде ничего особенного, но кладку разглядывать интересно :-)
Коложская церковь - это древняя РЕЛИКВИЯ, и красота ее, скорее, умозрительная. Возьмите, к примеру, знаменитый Парфенон, от которого остались одни обшарпанные колонны. Однако сохранился нетронутым еще и древний афинский ландшафт! Прибавьте толику фантазии, - и вот одно из знаменитых чудес света начинает оживать у вас на глазах...
Так и пахнуло древностью! Точнее средневековьем. Загадочным средневековьем Верхнего Понеманья. Коложская церковь возможно была построена и раньше, ещё в 50-60 ее годы XII века, при жизни Городенских князей Бориса и Глеба Всеволодковичей, в честь их одноимённых святых покровителей и кстати родственников, она была и названа. Хотя скорей всего началось строительство ещё Борисом и Глебом, а закончилось в правление их младшего брата Мстислава в 80-х годах. Возможно у братьев были сыновья и наследники, однако, пока не известные нам. К сожалению средневековая история Верхнего Понеманья очень слабо освещена в первоисточниках. А местное летописание не сохранилось до наших дней, или скажем пока не найдено. Хотя многие исследователи считают что оно существовало!
Удивительно то, что такое небольшое и совершенно недолговечное феодальное образование как Городенское княжество оставило после себя архитектурный памятник, который пережил и Киевскую Русь, и ВКЛ, и Речь Посполитую, и Российскую империю, и СССР... Что касается "слабой освещенности" источниками, то и тут есть повод удивиться: я могу ошибаться, но по-моему в генеалогии древних Рюриковичей только линия городенских Всеволодовичей не поддается идентификации...
Литература по истории Городенского княжества, крайне скудна, как впрочем и первоисточники.
Вот немного:
Н.Н. Воронин. Древнее Гродно - http://harodnia.com/be/uczora/biblijateka/23-voronin-drevnee-grodno
А.В.Соловьёв . "Городенские князья и Деремела" - http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/bsb00004593/images/index.html?id=00004593&fip=95.134.60.144&no=23&seite=69
А. В. Назаренко. Городенское княжество и городенские князья в XII в.
А.С.Кибинь. Верхнее Понеманье в политической, социокультурной и этнической истории славян и балтов VIII-XIII вв. - http://www.dissercat.com/content/verkhnee-ponemane-v-politicheskoi-sotsiokulturnoi-i-etnicheskoi-istorii-slavyan-i-baltov-vii

А фотографии очень даже классные!
И про Давида Городенского тоже хотел сказать. Есть две основных версии его происхождения - первая, сын Довмонта-Тимофея Псковского, из Нальшанского литовского княжеского рода; вторая из Черниговских Ольговичей, которые массово мигрировали, кто на Волынь и Галицию, кто на Балканы, кто в Суздальщину, а кто и в Литву (точнее Литовско-Русское государство) после монгольских погромов с 1239 г. и до 1300 г. (последняя дата разгром Тохтой улуса темника Ногая, который покровительствовал Чернигово-Северским Ольговичам).
А я предполагаю, что он мог быть потомком старой Городенской династии. Имя Давид является одним из косвенных аргументов в поддержку моей версии. И ещё любопытный момент, польско-литовский магнатский и княжеский род Любомирских (известен с XV в.) по одной из версий происходил от Давида Игоревича и князей Городенских. И я отмечу. что здесь нет ничего невероятного, не смотря на католичество Любомирских.

Про "загадочных" и не до конца идентифицированных князей Рюриковичей. постараюсь написать завтра!
Дальше ещё немного историко-генеалогических ребусов из Чернигово-Северской земли - Святослав Трубчёвский - упомянут под 1232 годом в Новгородской Первой Летописи (НПЛ). Его отцом обычно считают Буй-Тура Всеволода (+1196) - http://glebminskiy.livejournal.com/73838.html
Хотя есть другие варианты.

Мстислав Рыльский убит монголами в 1241 или 1243 гг.. Скорей всего первая дата вернее. Чей он сын, внук и потомок?

В Галицко-Волынской летописи (ГВЛ) под 1227 или 1234 годом упоминается, вместе с литовским князем Миндовгом Изяслав Новогородский. Его обычно считают князем Новогрудка из Верхнего Понеманья. Но меня, и кстати не только меня последнее время, терзают смутные сомнения, на счёт его происхождения. И не отбрасывая до конца Новогрудскую версию, можно выдвинуть ещё две полноценных! По одной из версий он может быть Изяславом Владимировичем Путивльским и Новгород-Северским, внуком знаменитого Игоря Святославича, героя "Слова о полку Игореве".

Ну и ещё две загадки, и тоже по Черниговским Ольговичам. Оставило нам вопросов потомство Гориславича, впору сеансы спиритизма с их духами устраивать (шутка!).

В "Северных летописях" (Владимиро-Суздальских) описывается эпизод из истории княжества Курского (эпизод с Курским баскаком) под 1283 - 1285 гг.. Там основными действующими лицами являются два (три) князя - Олег князь Рыльский и Воргольский и его родственник Святослав Липовецкий (Липечский), ну и также родной брат последнего Александр. С их происхождением тоже есть вопросы.

Ещё один вопрос-загадка! Идентификация князя Владмира (Ивана?) Ивановича Киевского, упомянутого в так называемом "Любецком синодике" (своде поминальных записей). Недавно стало известно, что он упоминается и в одном из синодиков (помяников) Киево-Печерской Лавры. Чей он потомок, и когда приблизительно жил? Во второй половине XIII в., на рубеже XIII -XIV вв., или уже в XIV веке. Его отец Иван Иванович Путивльский, святой страстотерпец и чудотворец казённый монголами, а дед Иван Романович Путивльский.

И ещё, загадка Полоцкого князя Константина Безрукого 50 - 60 -е годы XIII в. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0%B9
То ли он из Полоцких князей, то ли из Смоленских?

Ну и как, хотя бы приблизительно идентифицировать князей Изяслав Свислолчского (упомянут под 1256 годом в ГВЛ), Глеба Волковыского (1256 ГВЛ), Василько Вслонимского (1282 ГВЛ), Юрия Пороського (1289 тоже ГВЛ).

Также чьим действительно сыном, внуком и правнуком был знаменитый князь Роман Брянский (упоминается в летописях с 1263 по 1285), но умер скорей всего после 1288 г, что нам известно по другим источникам. Михаила Всеволодовича Святого, казнённого в 1246 году по приказу хана Батыя в отцы не предлагать. Так как эту версию очень аргументированно опроверг историк Роман Беспалов. Да и сомнения в ней были и у маститых историков XIX -XX вв.

Ещё идут споры по поводу идентификации князя Ростислава Пинского, чьих детей взял в плен в 1228 году Даниил Галицкий.

И от кого произошли князья Степанские упоминаемые в ГВЛ под 1292 годом - князь Иван Глебович умер в том году, и на престол взошёл его сын Владимир иванович.

Также не ясно от кого происходят князья Вяземские на Смоленщине, да и с князьями Ржевскими и Фоминско-Березуйскими тоже далеко не всё так однозначно.

Происхождение князей Друцких XIV в., тоже пока что является не разрешимой загадкой, хотя в свете новых открытий, есть определённый круг вариантов.

Дальше продолжать не буду, так как в XIV века там столько загадок, да и в XIII я некоторые сознательно пропустил. Там просто дебри, и там к Рюриковичам добавляются ещё и Гедиминовичи.

И как-бы скажу особо на википедию не стоит надеяться, я сам там участвовал в правке статей. Там есть очень хорошие и добротные статьи, есть статьи-середнячки, а есть просто полная лажа, даже стыдно, честное слово. Много там взято из Войтовича - http://izbornyk.org.ua/dynasty/dyn.htm,
другое из устоявшихся версий выдвинутых ещё в XIX в., и всё это требует здоровой критики и пересмотра.

А вот с Вашей версией происхождения Всеволодка Городенского, я согласен на все сто, а то и двести!

П.С.: Думаю пока хватит!? Если что могу ещё добавить загадок!



Edited at 2016-06-04 08:30 pm (UTC)
Спасибо за развернутый ответ! Попытался идентифицировать генеалогически все перечисленные Вами имена, бОльшая часть которых мне вообще не была знакома, - дело кажется куда как более трудным, нежели идентификация городенских князей! Документы уже никогда не будут найдены, а без фактов дедукция бесполезна... Интересна фигура Константина Безрукого. Три персонажа на роль отца: 1. Брячислав Василькович (последний из доказанных полоцких Изяславичей), 2. Давыд Ростиславович Смоленский (кстати, почему?), 3. загадочный Всеволод Герсикский, которого тоже очень сложно идентифицировать генеалогически. Вопрос 1: кто был последним из правящих Рюриковичей на территории современной Белоруссии? Вопрос 2: какие из последующих родов ВКЛ имел большее право выводить свое происхождение от полоцких Изяславичей?
И ещё раз Большое Спасибо Вам за отличнейшие фотографии! (Смайлик с большим пальцем поднятым в верх! :))
Начну с того, что в Полоцкой земле после смерти Всеслава Брячиславич Вещего (+1101), образовалось несколько удельных княжество образованных его сыновьями - Минское, Друцкое, Витебское, Изяславское, Усвятское, Логожское, Городецкое и другие. К XIII в. сохранилось три линии Всеславичей - Друцкие Рогволодовичи-Борисовичи, Минские Глебовичи и Витебские Святославичи-Васильковичи. Причём Витебск даже какое-то время переходил под контроль соседнего Смоленского княжества, управлявшегося мощным кланом Ростиславичей. Уже к концу XII в. главный центр земли - город Полоцк превращается в своего рода республику боярско-купеческую, типа Новгорода или Пскова, князей то призывают, то изгоняют, хотя последние и сами устраивали постоянные междоусобные свары и войны. Минские князья при этом используют как вспомогательные или даже основные военные силы литовские племена, являвшиеся их данниками. Литовцев подчинил ещё Всеслав Вещий. В конце XII - начале XIII вв. Полоцком правит могучий "король Вальдемар". Я считаю его представителем Минского клана Владимиром Володаревичем, правнуком Чародея. Хотя за этим именем могло скрываться как минимум два князя, а как максимум шесть! После его смерти в 1216 году начинается окончательный распад Полоцкого княжества. Первыми уходят литовские вассалы, в 1217 году группа литовских князей (в числе которых был молодой ещё тогда Миндовг) заключают договор с Волынскими князьями Даниилом и Василькой. Известия первоисточников по истории Полоцка крайне скудны, а в этот период они и вообще практически замолкают. Около 1220 года по свидетельству поляка Длугоша Полоцк был взят и захвачен князем Смоленским Мстиславом Давидовичем, который перед этим разгромил там литовцев. В Полоцк он посадил своего сына Святослава. Смоляне контролировали Полоцк где-то до 1232 года, а может и позже. В 1232 году сын Мстислава Святослав вместе с полочанами и литовцами взял "на щит" Смоленск. История соседнего Смоленского княжества, в этот период тоже очень слабо освещена в источниках. Во второй половине 30-х годов XIII в. в Полоцке уже сидит Брячислав Василькович, тесть Александра Невского. Монгольское нашествие почти не коснулось Полоцкой земли. Хотя по новой информации попытки вторжения туда монголов видимо предпринимались, но это скорее всего были небольшие разведывательные отряды. По легендарным данным литовско-белорусских летописей монголы были отражены совместными силами литовских и полоцких князей (битвы на реке Окуневой около Мозыря и на реке Нетечи у Крутогорья), при чём литовцы сыграли в при этом главную роль. После чего Полоцк оказывается в сфере влияния своих бывших вассалов литовцев, а если точнее то в сфере зарождавшегося Литовско-Русского государства - на тот период "державы Миндовга". В Полоцке на престоле оказывается племянник Миндовга Товтивил. Однако точная дата его вокняжения не известна. Также предполагают, что он был женат на дочери Брячислава. Товтивил был крещён, сначала по католическому, а потом и по православному обрядам. У него известен сын Юрий. После Товтивила в Полоцке короткое время правит литовец Гердень, а после него Изяслав, видимо из старой династии Всеславичей, признававший власть Войшелка Миндовговича (кстати тоже православного князя). Литовско-Русское государство в период правления Вошелка находилось кстати под определённым влиянием мощной Галицко-Волынской державы. В 1267 - 1269/1270 гг. Литвой даже управлял один из сыновей Даниила Галицкого - Шварн. Однако потом в Литве побеждает языческая партия во главе с князем Тройденем. Полоцк же судя по всему в этот период снова обретает независимость, и там правит Константин Безрукий с братьями. Хотя возможно было два Константина. Кто правил в Полоцке позже доподлинно не известно. Есть разные варианты - возможно сын Безрукого Михаил, а возможно загадочный Ярослав Изяславич, грамота которого дошла до наших дней (только она датирована 1396, но там видимо ошибка нужно 1296). Также вполне может быть что Константин после смерти завещал Полоцк рижскому епископу. В самом Полоцке в короткий "немецкий" период власть осуществлялась боярами во главе с епископом Яковом. Которые в итоге недовольные засильем католиков призвали в 1307 году литовского князя Витеня, который присоединил Полоцк к Литовско-Русскому государству.
Ладно, фиксируем: конец XIII в., Всеславичи окончательно оставляют Полоцк... Городню, я так понимаю, еще в середине XIII в. оставили местные Рюриковичи, - но они, как мы выяснили, потомки Игоря Ярославича...
Чуть позже расскажу о региональной истории Полоцкой земли - о Витебском, Минском и Друцком княжествах и их князьях, а также их вероятном потомстве.
Фотографии, действительно, очень красивые. Ну, а после дискуссии с Вашим новым знакомым, мне уже и сказать нечего :)
Спасибо за оценку! Про Гродно у меня еще три записи - не пропустите...
А позже в Чёрной Руси (Городенском княжестве) упоминаются загадочные князья Глеб Волковыский (1256) и Василько Слонимский (1282). Волковыск и Слоним это города Городенского княжества.