Город на семи мостах

Koenigsberg.jpg

Со времен основания Вечного города число семь - в виде схемы с "семью холмами" - приобрело особый, метафизический статус для тех городов, что, уподобляясь Риму, претендовали на достойное место в истории. Отблеск вечной славы падает таким образом на Стамбул-Константинополь, Москву, Прагу, Барселону, Софию, Вашингтон... и многие другие города мира, жители которых насчитали в свое время семь (не больше и не меньше!) холмов в пределах городской черты.

Горожане Кёнигсберга, - наверное, сами того не сознавая - проявили настоящую оригинальность, раз город их со временем оказался стоящим не "на семи холмах", а "на семи мостах". Абстрактные "холмы", - которые, например, в Москве не найдешь без толики фантазии, - были заменены надежными творениями рук человеческих. Семь мостов - словно семь магических скреп города - возводились последовательно с 1286 по 1542 г.: 1286 - Лавочный мост (
Krämerbrücke) между Альтштадтом и Кнайпхофом, 1322 - Зеленый мост (Grünebrücke) между Кнайпхофом и Форштадтом, 1377 - Рабочий мост (Köttelbrücke) между Кнайпхофом и Форштадтом, 1397 - Кузнечный мост (Schmiedebrücke) между Альтштадтом и Кнайпхофом, 1404 - Деревянный мост (Holzbrücke) между Альтштадтом и Ломзе, 1520 - Высокий мост (Hohebrücke) между Форштадтом и Ломзе, 1542 - Медовый мост (Honigbrücke) между Кнайпхофом и Ломзе. C возведением Медового моста во времена герцогства Альбрехта Гогенцоллерна (1525-1568) "формула Кёнигсберга" получает свой законченный вид. В научном мире тогдашней Европы стала пользоваться популярностью математическая задача: как можно пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды? В 1736 г. член Петербургской академии наук Леонард Эйлер научно обосновал невозможность решения задачи.

Написанное далее можно воспринимать "в порядке бреда" (не обижусь!), но больно уж красиво всё это выглядит...

Итак, на протяжении 363 лет жители Кёнигсберга и его гости успешно обходились семью мостами, пока в 1905 г. кайзер Вильгельм II (1859-1941) не отдал распоряжения построить в столице Восточной Пруссии восьмой мост (между Форштадтом и Ломзе), который получил наименование Императорского (Kaiserbrücke). Говорят, что прямолинейного и не склонного к рефлексии Вильгельма II элементарно спровоцировали на принятие этого рокового решения: в шутку ему предложили решить неразрешимую задачу про семь мостов Кёнигсберга, а он, - решив уподобиться Александру Македонскому, разрубившему когда-то Гордиев узел, - нашел решение задачи в том, чтобы возвести чётный, восьмой мост. Возвели. Таким образом "формула Кёнигсберга" - этого краеугольного камня Германской империи - была нарушена, и начался некий необратимый процесс. Август 1914 - Вильгельм II и его подданные вступают в I мировую войну, естественный ход которой привел к падению династии и всей Германской империи в 1918 г. Реакцией на поражение Германии, как известно, был приход к власти Гитлера. О том, что все великие города Германии стали тогда заложниками его режима, я уже писал. Кстати, уничтожать старый Кёнигсберг начали отнюдь не британские летчики в августе 1944 г., а сами нацисты: в 1938 г. была разрушена Новая либеральная синагога - главное архитектурное украшение района Ломзе. Падение Кёнигсберга в апреле 1945 г. было лишь финалом растянувшейся во времени трагедии.

В результате военных действий погибло три кёнигсбергских моста: Рабочий (
Köttelbrücke), Кузнечный (Schmiedebrücke) и Императорский (Kaiserbrücke). Ни один из них в советском Калининграде потом не восстанавливался. Более того, в 1972 г. были снесены Лавочный (Krämerbrücke) и Зеленый (Grünebrücke), на месте которых возвели один большой Эстакадный мост. Примерно в те же годы выше и ниже по течению Прегеля было сконструировано еще три больших и малых моста. В итоге, на рубеже XX и XXI вв. в Калининграде было снова семь мостов, однако в 2005 г. - ровно через 100 лет! - на месте бывшего Императорского моста был построен Юбилейный мост. Восьмой в Калининграде. Не знаю, имеет ли это еще какое-то значение, но тем самым "формула Кёнигсберга" была в очередной раз нарушена...

P.S.
На великолепной черно-белой фотографии старого Кёнигсберга можно видеть Кузнечный мост
(Schmiedebrücke). Там же присутствуют еще две достопримечательности: Кафедральный собор и - на заднем плане - Новая либеральная синагога.

P.P.S.
В Город на семи мостах отправляюсь 12 августа - с поездом "Янтарь". В Город на семи холмах вернусь 18 августа - тем же транспортом.
Интересно, сейчас жителям хватает этих мостов?
За калининградцев ответить не могу. Предположу однако, что мостов как таковых хватает, - не хватает старинных и по-настоящему красивых.
Удачной поездки! Буду ждать отчетов.
я на некоторое время завис: как так, почему задача пройти все мосты и ни по одному из них дважды - с семью мостами неразрешима, а с восьмым - разрешима. Потом дошло, что условие - прийти на тот же берег, с которого вышел. Без этого условия задача некорректна :-)
Нет, всё-таки задачу Вы не совсем поняли. На тот берег, с которого "вы вышли", возвращаться совсем не обязательно. С семью мостами в Кёнигсберге вы не перейдете ни на какой берег, не нарушив условий задачи. Неразрешима она по той причине, что река Прегель разделяется на два русла с двумя островами (Кнайпхоф и Ломзе), - берегов как таковых там больше. http://www.bourabai.kz/euler/seven.htm