Калининград. Остров Канта и Рыбная деревня.

Название остров Канта, которым на современной карте Калининграда обозначают Кнайпхоф - один из трех главных районов старого Кёнигсберга - мне очень нравится: где еще в России (да и во всем мире!) вы встретите остров, названный в честь философа? И хотя философ не открывает новые земли, в неосязаемой и растяжимой вселенной абстрактного мышления у него всегда есть возможность стать первооткрывателем.

Предлагаю совершить небольшую прогулку вокруг главной достопримечательности бывшего Кнайпхофа - Кафедрального собора, - прогулку, по ходу которой нам предстоит, в частности, убедиться, что острову не зря присвоили имя великого немецкого философа. Потом, с острова Канта мы перейдем по Медовому мосту в Рыбную деревню - гостинично-развлекательный квартал, стилизованный под довоенную немецкую старину. В дни разного рода фестивалей два эти концептуально обособленных пространства сливаются в нечто целое. Так было, например, 13 августа - день, на который пришелся фестиваль "Территория мира".


ФОТО 1. Кафедральный собор (историческое название - Домский собор Богоматери и святого Адальберта) строился в 1333-1380 гг. Изначально он был кнайпхофским приходским храмом, а после основания в 1544 г. Альбертины стал выполнять роль университетской церкви. Кафедральный собор, разумеется, не мог не пострадать в результате военных действий в августе 1944 и апреле 1945 г. В советское время его живописные руины имели статус памятника культуры республиканского значения, и только по этой причине их не постигла печальная участь того, что осталось от Королевского замка. Работы по восстановлению внешнего облика храма пришлись на 1994-2002 гг.



ФОТО 2. Северная сторона собора. Справа можно увидеть памятник герцогу Альбрехту Гогенцоллерну - основателю Кёнигсбергского университета. Собственно, именно на этом месте и стояли когда-то учебные корпуса Альбертины.



ФОТО 3. Там же, у северной стены. Пристройка с колоннами - это место захоронения Иммануила Канта. После своей смерти в 1804 г. великий философ - как один из профессоров Альбертины - был погребен на общем университетском кладбище, однако впоследствии его прах был перезахоронен отдельно. В 1924 г. над могилой Канта был возведен мемориальный портик по проекту архитектора Фридриха Ларса.



ФОТО 4. Просто и величественно одновременно. Есть в этом творении Фридриха Ларса что-то от искусства Древнего Египта, что-то в духе гранитных комнат внутри тысячелетних пирамид.



ФОТО 5. У южной стены собора - так же, как и у восточной, - на протяжении столетий хоронили знатных горожан. Внизу, на фоне красного кирпича выделяются белые плиты с эпитафиями.



ФОТО 6. Вот одна из них. В переводе с немецкого: "Преисполненная благородства почтенная госпожа Сюзанна, урожденная фон Крейтцен, искренне любимая супруга уважаемого Г. Люд. фон Калькштейн, надворного и юстиции советника, в Боге почившая 9 октября и христиански погребенная 15 ноября 1617 года. Уповаю на жизнь вечную". Надпись по краям плиты: "Но я хочу, чтобы мой спаситель жил и он меня потом из недр земли к блаженству пробудил".



ФОТО 7. Родовой герб или фон Крейтценов или же фон Калькштейнов.



ФОТО 8. Есть еще интересная эпитафия Сары Бригелии. Тут целый сюжет для исторической повести! Почитаем в переводе с латыни: "Славнейший мир Луны видит, что я родилась от доброго, но бедного отца и от доброй матери. Она была по должности кормилицей принцессы Софьи, которой радуется великодушный князь. После смерти матери она, милосердная, передала мне, несчастной, эти обязанности и всегда помогала и оказывала поддержку, пока я не проводила самое ее в эти пределы. Соединенные браком под счастливой звездой с моим Бригелием, мы жили душа в душу, завистливая Лахеса разлучила любящих. Христос позаботься о моем Бригелии. Да упокоится святая душа женщины. Умерла в 1595 г."



ФОТО 9. В 2003 г. на западной стене Кафедрального собора был установлен памятный знак, посвященный истории пребывания Петра Первого в Кёнигсберге. Первый раз молодой царь побывал в столице тогда еще герцогства Прусского в мае-июне 1697 г., возглавляя Великое посольство. Находясь в Либаве (Лиепая) Петр принял решение добираться до Кёнигсберга водным путем, куда и прибыл инкогнито, опередив основную группу Великого посольства, которая передвигалась по суше. Известно, что царь остановился для проживания на Кнайпхофе, в доме виноторговца Якобы Шериса. За время своей жизни Петр Первый посетил Кёнигсберг проездом еще пять раз: в ноябре 1711 г., в июне 1712 г., в 1713 г., а также в феврале и апреле 1716 г. Упомянутый на памятном знаке 1717 г., по-видимому, имеет отношение к пребыванию будущего императора в замке Шаакен (Некрасов).



ФОТО 10. Еще в 1984 г. на острове Канта был образован т.н. Парк скульптуры. Эта необычная композиция называется "Тяжесть веков". Он и Она держут на своих руках плиту, на которой угадываются лица разных гениев от науки и искусства: Ломоносов, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт...



ФОТО 11. Мы - в Рыбной деревне, на смотровой площадке башни "Маяк" (высота 31 м.). Скульптурное изображение на переднем плане называется "Птица счастья". Суеверный народ всё понимает буквально, - и трет яйцо, чтобы, значит, приобщиться к счастью.



ФОТО 12. Вид на Преголю и остров Канта. Вдали просматривается Эстакадный мост и здание бывшей Кёнигсбергской биржи.



ФОТО 13. Спускаемся вниз. На 4-ом этаже - Музей стекла.



Посмотрим, что тут есть достойного...


ФОТО 14. Дуб и желуди.



ФОТО 15. Цветочек-василёчек.



ФОТО 16. Башня "Маяк", построенная в 2007 г., успела стать одним из главных архитектурных символов Калининграда.




Рядом с "Маяком" есть пара интересных скульптурных композиций...


ФОТО 17. Девушка у двери.



ФОТО 18. Старый моряк с ручной обезьянкой.



ФОТО 19. Фасад гостиницы "Шкиперская".



ФОТО 20. То же здание со стороны торца.



ФОТО 21. На другом торце есть еще одно изображение.



ФОТО 22. Рыбную деревню не зря позиционируют как "торгово-ремесленный центр". Тут, на фоне Кафедрального собора сувениры изготавливаются и продаются одновременно.



ФОТО 23. Янтарь - главная составляющая калининградской сувенирной продукции.



ФОТО 24. Вид на остров Канта и Рыбную деревню со стороны Юбилейного моста.



P.S.
Все фотографии сделаны 13.08.16.
Получается в советские годы восстановительные работы велись не на всех руинах и многое восстановили в последнее время? А почему гении науки и искусства стали тяжестью веков? Или история умалчивает.
По большому счету, всё, что в Калининграде восстановлено от довоенного Кёнигсберга, восстановлено только в эпоху новой России. До того восточно-прусское наследие воспринималось в русле советского патриотизма как подчеркнуто анти-русское, враждебное. Отсюда такое пренебрежение руинами - словно бы напоминавшими о поверженном враге...
Гении - "тяжесть веков"?.. Мне тут вспомнилась цитата из известного гайдаевского фильма: "Выучили вас на свою голову, облысели все"...) По моему, тут - об извечном противостоянии интеллигенции и народа.
Как сказать. До семидесятых годов подход был исключительно идеологический и прагматический. Замок снесли в первую очередь именно потому, что он был символом. Те здания, которые не несли столь сильной "символической нагрузки", восстанавливали исходя из прагматических соображений. При этом зачастую убирали "архитектурные излишества". Но уже в поздние семидесятые отношение стало потихоньку меняться. Например тогда отреставрировали две крихи, Кирху памяти королевы Луизы (под кукольные театр) и католическую кирху Святого Семейства (под органный зал филармонии). Однако, что интересно, само происхождение этих зданий оставалось табу. В тогдашних книжках встречались формулировки вроде "благодаря трудам архитекторов и строителей старое здание превратилось в кукольный театр". Ни немецкое происхождение "старого здания", ни его церковное прошлое не афишировались.
Да, так я себе и представляю отношение к "прусскому наследию" в то время... Про кирхи Луизы и Святого семейства, отреставрированные и переоборудованные в эпоху позднего СССР для "светских" нужд, я конечно же знаю.
какое всё красивое и нарядное по сравнению с зимой (я там зимой был). Но узнаваемо :-)
Помню этот Ваш холодный, черно-белый Калининград. Обязательно пересмотрю для сравнения знакомых мест.
Как все-таки раньше красиво излагали мысли : " ... в Боге почившая ... и христиански погребенная... Уповаю на жизнь вечную". Просто восхищен!!!
Думаю, знатоки немецкого еще больше оценили бы этот старомодный стиль. Там много таких старых плит с полностью сохранившимися эпитафиями.