Калининград. По маршруту Второго вального укрепления.

Городские ворота Кёнигсберга - каждые из которых, наверное, вправе считаться визитной карточкой города - имеют отношение к фортификационной архитектуре т.н. Второго вального укрепления (1843-1862), опоясывавшего город в виде кольца. Всего по проекту генерал-лейтенанта инженерных войск Эрнста Людвига фон Астера (1778-1855) было возведено десять ворот, которые, по большей части, дублировали старые, обветшавшие аналоги Первого вального укрепления (1626-1634): Королевские, Закхаймские, Россгартенские, Штайндаммские, Трагхаймские, Холландербаумские, Фридландские, Бранденбургские, Аусфальские и Железнодорожные. В систему Второго вального укрепления был включена и модернизированная крепость Фридрихсбург (основана в 1657 г.) со своими отдельными воротами, не имевшими отношения к десяти городским, упомянутым выше. Спустя полвека - в связи с требованиями новой фортификационной политики - в 1910-1912 гг. были уничтожены Штайндаммские, Трагхаймские и Холландербаумские ворота; также полностью были разобраны бастионы Фридрихсбурга, но оставлены его крепостные ворота. Все восемь оставшихся ворот Кёнигсберга пережили две мировые войны и в реставрированном - а в некоторых случаях совсем нереставрированном - виде дошли до наших дней.

Во время своего пребывания в Калининграде мне удалось сфотографировать четыре из восьми ворот Второго вального укрепления: Королевские (ул. Фрунзе, 112), Закхаймские (Литовский вал, 61), Бранденбургские (ул. Багратиона, 137) и Фридрихсбургские (ул. Портовая, 39). Про них, соответственно, и расскажу.


ФОТО 1. Королевские ворота получили свое название от Королевской улицы (Koenigstrasse), по которой прусские короли ездили когда-то на смотр армии в местечко Девау. Старые ворота, стоявшие на месте нынешних, построили в 1765 г. при российских властях, и первоначально они назывались Гумбинненские. Закладкой новых Королевских ворот 30 августа 1843 г. было открыто строительство Второго вального укрепления. Ворота окончательно возвели в 1850 г. На центральной башне мы видим скульптурные фигуры трех правителей, причастных к славе Кёнигсберга: Оттакар II Пржемысл (слева), Фридрих I (в центре) и Альбрехт Гогенцоллерн (справа). Над ними высятся гербы Самбии и Натангии - двух прусских земель, на территории которых возник Кёнигсберг.



ФОТО 2. Королевские ворота не особенно сильно пострадали в 1944-1945 гг., однако в последующие десятилетия советской власти они разрушались естественным порядком - в отсутствии должного ухода. Особенно печальным зрелищем были горельефы королей с отбитыми головами... Открытие реставрированных Королевских ворот состоялось в 2005 г. - на 750-летие города.



ФОТО 3. Слева от Королевских ворот стоит памятный камень, посвященный Великому посольству Петра Первого в 1697 г. В здании самих ворот размещается историко-культурный центр "Великое посольство" - филиал Музея мирового океана. Место выбрано условно, так как, на самом деле, в памятный день 18 мая 1697 г. процессия Великого посольства входила в Кёнигсберг через другие - Закхаймские ворота.



ФОТО 4. "Тыльный" ракурс Королевских ворот.



ФОТО 5. Закхаймские ворота не меняли своего наименования со времени строительства Первого вального укрепления (1626-1634). Современные ворота были воздвигнуты как составная часть Второго вального укрепления в 1855 г.



ФОТО 6. Над входом.



ФОТО 7. Небольшой цветник с противоположной стороны ворот.



ФОТО 8. После завершения реставрации Закхаймских ворот в 2013 г. внутренние помещения были переданы арт-платформе "Ворота", которая с тех пор проводит здесь мероприятия, связанные с современным искусством. 14 августа, - когда я заглянул сюда во второй половине дня, - героем вечера была Саша Карелина с ее мультимедийным проектом "0905".



ФОТО 9. Взгляд изнутри ворот.



ФОТО 10. Выпиваю большую чашку капучино и иду дальше...



ФОТО 11. Бранденбургские ворота есть не только в Берлине и Потсдаме. В Кёнигсберге они были названы так потому, что через них шла дорога в сторону местной крепости Бранденбург (Ушаково). Первые Бранденбургские ворота были построены в 1657 г. как часть Первого вального укрепления. Современные были воздвигнуты приблизительно в 1860 г. Бранденбургские ворота - единственные из семи дошедших до нас городских ворот, которые сохранили свою изначальную "проездную" функцию (Железнодорожные тоже остались "сквозными", но они теперь пешеходные). Кстати, обратите внимание на брусчатку - неистребимое материальное наследие старого Кёнигсберга.



ФОТО 12. Скульптурный портрет прусского военного министра фельдмаршала Бойена на одном из двух стреловидных фронтонов. На втором фронтоне - Эрнста Людвига фон Астера.



ФОТО 13. Герб Прусского королевства на фронтоне с другой стороны ворот.



ФОТО 14. Фридрихсбургские форота, как я уже говорил, не относятся к городским форотам Кёнигсберга, так как изначально имели отношение к отдельной фортификационной единице - крепости Фридрихсбург. В своем первом варианте, напомню, она была построена в 1657 г. Здесь проводил много времени Петр Первый, который под руководством подполковника Штернера фон Штернфельда проходил в его стенах курс огнестрельного искусства. Считается, что модель Фридрихсбурга послужила будущему основателю Санкт-Петербурга прообразом для постройки крепости Кроншлот.



ФОТО 15. Крепость Фридрихсбург была полностью перестроена к 1852 г. - в рамках проекта Второго вального укрепления.



ФОТО 16. Тогда же были построены и ворота по проекту архитектора Фридриха Августа Штюлера (1800-1865). В 1910 г. основные сооружения форта Фридрихсбург были уничтожены. Были оставлены только ворота. Как и все остальные кёнигсбергские ворота, Фридрихсбургские также недавно прошли реставрацию. В их стенах теперь размещается один из филиалов Музея мирового океана.



Не стоит забывать, что Второе вальное укрепление Кёнигсберга - это не только городские ворота, но еще и ряд других специальных фортификационных единиц, часть которых также исчезла с карты города после 1910-1912 гг. До наших дней сохранились следующие сооружения: башня Дона, башня Врангель, казарма Кронпринц, равелин Фридланд, равелин Хаберберг, бастион Астрономический, бастион Обертайх, бастион Грольман, бастион Прегель, бастион Литва, редюит бастиона Купфертайх. Всего одиннадцать объектов. В следующий свой визит в Калининград я обязательно продолжу прогулку по маршруту Второго вального укрепления. Рассказ будет продолжен...


P.S.
Все фотографии были сделаны 14-15 августа 2016.
Калининград открыл Вам свои ворота, а Вы открыли их нам. Спасибо!
Вам спасибо! Относительно того, что "Калининград открыл свои ворота", - да, мне там понравилось. Постараюсь транслировать симпатию к этому необычному городу также и в последующих постах.
Никогда не видел столько интересного Калининграда. Рад, что предоставилась такая возможность, наверняка впереди ждет много нового ))
Да, у меня есть еще, что показать (и рассказать). В свою очередь, рад, что Вам понравилось.
внушають, особенно Фридрихсбургские!