Петрозаводск. Город Страны Советов.

Далеко не все знают, что когда-то (1940-1956) современная Карелия имела статус союзной республики и называлась Карело-Финской ССР (Детище советско-финской войны (1939-1940), - это был "долгоиграющий" проект, нацеленный на аннексию Финляндии). Для Петрозаводска - столицы КФССР - последствия ВОВ (1941-1945) были столь же разрушительными, как, например, и для Минска - столицы БССР. Оба республиканских центра отстраивались на рубеже 1940-1950-ых гг. по сформировавшимся еще в довоенное время советским канонам архитектурного неоклассицизма. Пожалуй, в обоих случаях пресловутый "сталинский ампир" - это лучшее, что осталось от той эпохи. Тем бережнее стоит относиться к домам, в которых античная гармония хотя бы на уровне фантазии заслоняла ложь и насилие своего не самого доброго времени. По тем или иным причинам в Минске эта архитектура достойным образом сохраняется, формируя важную часть самобытного лица города. Сказать то же самое про Петрозаводск я пока не могу.


ФОТО 1. Когда-то на месте Музыкального театра (пл. Кирова, 4) стоял кафедральный Святодуховский собор - главный православный храм Петрозаводска. Его снесли в 1936 г., а к 1955 г. возвели здесь своеобразный  храм искусства. Во внешнем облике Музыкального театра, построенного по проекту архитектора С.Г. Бродского, во всей полноте явлены те самые "излишества", с которыми начали бороться в том же 1955 г.: коринфские колонны, барельефы, скульптуры парадного фронтона...



ФОТО 2. Скульптуры парадного фронтона. Аллегорическая композиция, созданная под творческим руководством скульптора С.Т. Коненкова, называется "Дружба народов".



ФОТО 3. "Ты признайся, кого тебе надо, / Ты скажи, гармонист молодой..." Тема народной песни и - шире - народного характера материализуется в одной из скульптур у заднего входа в театр.



ФОТО 4. "Чёрт его знает! Если по-человечески сказать, так хочется жить и жить" (из "пламенных речей" С.М. Кирова). Памятник первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б) стоит на высоком постаменте спиной к Музыкальному театру. Не спрашивайте, почему его в 1936 г. поставили здесь - в Петрозаводске, где Киров никогда не был... Ладно, раз уж я самого себя спросил, отвечу: Киров был официальным советским святым, а святые привязаны только к месту их почитания. Кстати, считается, что жертвой установки памятника стал как раз Святодуховский собор: за право почтить память Кирова петрозаводским товарищам поставили условие убрать с глаз долой культовое сооружение.



Кстати, надо иметь в виду, что физически теперешняя скульптура не та же самая, что в 1936 г. Дело в том, что, когда в годы ВОВ (1941-1945) Петрозаводск оккупировали финны, верного сталинца Кирова, разумеется, сбросили с пьедестала. Скульптура была отлита скульптором М.Г. Манизером заново - по сохранившейся форме - в 1945 г.


ФОТО 5. Этот человек в начале 1980-ых гг. определял всю внешнюю и внутреннюю политику СССР, но в 1940-1950-ые гг. его хорошо знали только в партийном аппарате КФССР. Юрий Владимирович Андропов (1914-1984). В 1949 г., когда шли аресты и последующие расстрелы по Ленинградскому делу, он - второй секретарь ЦК ВКП(б) КФССР - выжил только благодаря тому, что не стал заступаться за своего шефа - первого секретаря Г.Н. Куприянова. Того этапировали в Москву, а Андропов пошел на повышение.



Памятник Ю.В.Андропову был установлен на одноименной улице в 2004 г. Тогда его хотели поставить в Москве, но вмешалась общественность. Решили поставить в Петрозаводске, где прошла партийная молодость будущего вождя СССР.


ФОТО 6. У входа в петрозаводский роддом имени К.А. Гуткина (ул. Кирова, 15) стоит скульптура, которая олицетворяет одну из светлых сторон советского массового искусства - тему материнства. У этой композиции есть своя история: во время финской оккупации она стояла совсем в другом месте Петрозаводска, а сюда ее переставили только после окончания ВОВ (1941-1945). И еще: в композиции когда-то было третье лицо - старший брат с мячом.



ФОТО 7. "Ампирный" балкон на пр-те Ленина.



ФОТО 8. Угловой балкон на пр-те Александра Невского. Тот же образчик "большого стиля" из начала 1950-ых гг.



ФОТО 9. Многие фасады разрушаются, из последних сил сохраняя свое былое величие.




ФОТО 10. Пр-т Карла Маркса (до 1918 г. - Английская улица), ведущий к историческому центру города, отстраивался как образцовая городская магистраль в стиле неоклассицизма. Дом №24 (теперь здесь Кареллеспром) отличается детально проработанным угловым парадным входом, который хочется назвать порталом. Коринфские колонны, балюстрада - всё при нем.



ФОТО 11. Фасад жилого дома №22, созданного в 1952 г. по проекту архитектора М.Г. Старченко, сочетает неоклассицизм с неоренессансом.



ФОТО 12. Дом №14 (архитектор Л.Ю. Тарлер, 1954-1956).



ФОТО 13. Дом №12 (архитектор Л.Ю. Тарлер, 1954-1956). Здание с угловым восьмигранными башенками, сплошь украшенными декоративной лепниной.



ФОТО 14. Барельеф с советским гербом на здании по адресу ул. Германа Титова, 3.



ФОТО 15. Эта замечательная лепнина явно имеет отношение к эпохе Карело-Финской ССР. Приглядитесь, и вы увидете надпись на финском: "Posti-Lennatin" (Почта-Телеграф). Дело в том, что после создания в 1940 г. КФССР официальным языком республики (наряду с русским) стал финский, а карельский был понижен в статусе.



ФОТО 16. Посмотрим на само здание - одну из визитных карточек города. Дом связи (ул. Дзержинского, д.5). Здание построено в 1948 г. по проекту архитектора А.К. Андреева. Как видите, здание ремонтируют, - и это хорошо.



ФОТО 17. Самым пафосным зданием в духе "сталинского ампира" следует признать гостиницу "Северная" (пр-т Ленина, 21). Впервые она была возведена еще в 1939 г., но после ВОВ (1941-1945) находилась едва ли не в руинах. Была заново отстроена в 1948 г. по проекту архитектора К.Я. Гутина.



ФОТО 18. Сюжеты барельфов, опоясывающих здание гостиницы, каноничны для советского искусства того времени: прославление Труда и Урожая.



ФОТО 19. Изнанкой парадного "города Страны советов" являются типовые двухэтажки барачного типа. Такие депрессивные фасады с покрытыми белой штукатуркой стенами части встречаются  на южных окраинах Петрозаводска. Этот снимок сделан на улице Луначарского.



В заключение очерка, сообразуясь с материалистической философией марксизма-ленинизма, стоит хотя бы частичо упомянуть о "базисе", на котором стояла и стоит вся архитектурная "надстройка" столицы Республики Карелия.


ФОТО 20. Трактор ТДТ-40 - с него началась история Онежского Тракторного Завода. Производство было создано в 1956 г. на базе Онежского машиностроительного и металлургического завода, который, в свою очередь, являлся преемником Александровского завода, построенного на реке Лососинке в 1773 г.



Похожие entries в моих ООПП:
В Саранске. Город Страны советов.
Минск советский
В Вологде. Город Страны советов.


P.S.
Все фотографии сделаны 15-16 сентября 2016 г.
Очень впечатлил маленький балкончик с деревянным окном. Как-будто какой-то символ. Не могу понять какой.
Может быть, символ скоротечности человеческой жизни?.. Когда любой уют непрочен?..
Ого, оказывается Петрозаводск - это не только набережная Онежского озера!
трактор прикольный :-)
Ага, не только...) Про набережную тоже будет интересный рассказ.
Надо же, как и у нас: вскоре после посещения Кировым нашего города был разрушен Покровский собор, а после убийства Кирова недалеко от разрушенного собора установили ему памятник, на постаменте которого отлита эта фраза про "жить и жить". Так он и стоит по сей день, держа в одной руке томик книги "Ленин. Сталин".
В 1930-ые из Кирова делали настоящего советского святого, который должен был заменить религиозных святых. Поэтому его памятники ритуально устанавливались на месте бывших православных культовых мест.