На Звоннице Ростовского кремля

Как я уже писал когда-то, Ростовский кремль - это, на самом деле, никакой не кремль, а настоящий замок церковного феодала, особый тип укрепленного митрополичьего двора. Всей этой величественной красотой мы обязаны митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе Сысоевичу (1607-1690). Человек с богатейшим знанием церковной храмовой культуры, он, кажется, понимал, что гармонию зримых архитектурных форм может дополнить только гармония архитектуры незримой - той, что связана с нотами и октавами колокольного звона. В 1682-1689 гг. была возведена четырехпролетная звонница Успенского собора, которую теперь обычно называют Звонницей Ростовского кремля. Параллельно со строительством - под личным присмотром митрополита Ионы - было отлито 13 больших и малых колоколов, в своем специально подобранном созвучии составивших единый музыкальный инструмент звонницы. Во второй половине XIX в. было добавлено еще 2 колокола. Всего их теперь, стало быть, 15.


ФОТО 1. На открытой площадке звонницы, среди колоколов. Приблизительная высота над землей - 17 метров.
IMG_8124.JPG


ФОТО 2. Вид звонницы снизу, со стороны Успенского собора. Итак, повторюсь, перед нами единый музыкальный инструмент. В крайнем пролете слева висит 32-тонный колокол "Сысой" (мастер Флор Терентьев), тон которого - нота "до" малой октавы. Второй слева - 16-тонный колокол "Полиелейный" (мастер Филипп Андреев), тон которого - нота "ми" малой октавы. Третий слева - 8-тонный колокол "Лебедь" (мастер Филипп Андреев), тон которого - нота "соль" малой октавы. И так далее...
IMG_8052.JPG


ФОТО 3. Подъем наверх - особый аттракцион. Угол наклона кирпичной лестницы опасно приближается к прямому углу. Единственное, что страхует вас от перспективы слететь кубарем вниз, - если вдруг оступитесь, - это чрезвычайно узкие стены прохода.
IMG_8052.JPG


ФОТО 4. Итак, мы снова на открытой площадке звонницы. Справа - фрагмент "Сысоя".
IMG_8124.JPG


ФОТО 5. Не будем ограничиваться фрагментом. Вот он, 32-тонный тяжеловес во всей своей красе. Висит здесь уже более трех веков.
IMG_8052.JPG


ФОТО 6. "Язык" и "нёбо" колокола "Сысой".
IMG_8124.JPG


ФОТО 7. Надпись "колокол", которую мне удалось разглядеть в густой "вязи" кириллического письма на "Полиелейном".
IMG_8124.JPG


Теперь оторвем взгляд от колоколов и полюбуемся, наконец, видами вокруг Ростовской звонницы.


ФОТО 8. Запад. Справа вы видите стены пятиглавого Успенского собора. Это - старейший из дошедших до нас храмов Ростова Великого, который строился еще при Василии III, в 1508-1512 гг.
IMG_8124.JPG


Дальше двигаемся против часовой стрелки...


ФОТО 9. Юго-запад. Святые ворота в окружении двух башен и надвратная церковь Воскресения на заднем плане. Уникальные фрески этого и других храмов Ростовского кремля можно посмотреть здесь.
IMG_8124.JPG


ФОТО 10. Другой ракурс тех же архитектурных объектов.
IMG_8124.JPG


ФОТО 11. Юг. На горизонте открывается водная гладь озера Неро. На переднем плане - одна из башен Ростовского кремля. Золотая "луковица" имеет отношение к церкви Спаса на Сенях, которая была "домовым" храмом митрополита Ионы Сысоевича. Там опять-таки можно плюбоваться красивейшими фресками.
IMG_8124.JPG


ФОТО 12. "Приблизим" башню...
IMG_8124.JPG


ФОТО 13. С восточной стороны к Ростовскому кремлю примыкают галереи Гостиного двора, построенного в 1841 г. по проекту архитектора А.И. Мельникова. Дальше, на фоне озера можно увидеть верхушку церкви Николы на Подозерье, построенной в 1745 г. и запечатленной в 1911 г. знаменитым фотографом С.М. Прокудиным-Горским.
IMG_8052.JPG


ФОТО 14. Восток. Над крышей Гостиного двора. Обратите внимание на доминирующую над горизонтом башню. Это - пожарная каланча, но не простая: до 1930-ых гг. там стояла Крестовоздвиженская церковь (постройка 1689 г.), черетырехъярусную колокольню которой и приспособили под нужды пожарников.
IMG_8124.JPG


ФОТО 15. Церковь Спаса на Торгу стоит рядом с Гостиным двором. Строилась в 1685-1690 гг. - т.е. одновременно со звонницей, на которой мы находимся. Храм возводился на деньги купцов, и, находясь на территории тогдашнего главного городского рынка, он имел необычный статус "ружной церкви" - не имеющей своего прихода.
IMG_8052.JPG


P.S.
Все фотографии сделаны 22.10.2016.
Старина-то какая! И за все свои годы не потерпела притеснений - колокола на пушки не перелили, не разрушили при советской власти. Может древность берегли. Немного следы запустения видны на последних фото: ржавчина на крыше и куполах, наверное еще очередь не дошла до их ремонта.
1. Уникальная коллекция колоколов Звонница Ростовского кремля уцелела чудом еще в петровские времена: запросто могли перелить на пушки для войны со шведами. Говорят, что откупились большим вкладом серебра на "государево дело". Представляете, как ценился этот набор из созвучных между собой 13-ти колоколов?!
2. За пределами комплекса Ростовского кремля, к сожалению, много запустения и необустроенности. Об этом я расскажу в последующих очерках.

"Лит сей колокол в Ростове к соборней ...(?)
церкви"  Одно слово что-то не разобрал

Это Вы на "Сысое" читаете? "Лит сей колокол в Ростове к соборней..." Дальше и для меня не совсем разборчиво. А потом: "...святей церкви Успения". Звонница была при Успенском соборе.
Да, теперь на глаз вполне читается. Спасибо за ссылку. Интересно, что в посвящении вместе с обеими царевичами упомянута царевна Софья. После событий 1689 и 1698 гг. никому не приходило в голову "вымарывать" ее имя на колоколе.
ааа, тот самый Кремль, по стенам которого бегали герои фильма "Иван Васильевич меняет профессию"? Узнаваемо, красиво :-)
А лестница - занятный аттракцион, мне такая же в Никола Ленивце попалась, только там ещё и половины ступенек не хватает, выкрошились :-)
Сравнили!...) В этом Николе Ленивце всё на честном арт-слове держится, а тут - сами видите! - кирпич, столетия затвердевшей истории...
Храму в Никола Ленивце тоже не первый век, так что сравнение корректно
Пардон... Я подумал про эти деревянные арт-объекты в деревне Никола Ленивец. А вы, значит, про храм тамошний...
"Белые церкви плывут в бесконечности,
О, кладенцы неземной чистоты!
Непокоренные граждане вечности,
Белые церкви, святые кресты"