Еще раз о советском Архангельске

На Русском севере власть большевиков утвердилась в 1917 г. без особого сопротивления со стороны ее потенциальных противников, однако ситуация резко изменилась в августе 1918 г, когда в Архангельске произошла высадка многотысячного корпуса войск Антанты. При поддержке союзников по I мировой войне в освобожденном от большевиков городе было сформировано коалиционное эсеро-кадетское правительство - Верховное Управление Северной Области (ВУСО), которое позже стало называться Временным Правительством Северной Области (ВПСО). Т.н. Северная область просуществовала до февраля 1920 г., когда в результате успешного наступления Красной армии Архангельск сначала покинул британский гарнизон, а потом и отряд генерал-губернатора Е.К. Миллера.

Кроме событий, вошедших в историю СССР как иностранная военная интервенция на севере России (1918-1920), свой след в массовом сознании архангелогородцев оставила также эпоха ленд-лиза и союзнических англо-американских конвоев в 1941-1943 гг., осуществлявших доставку продовольствия и военной помощи в Архангельск.


ФОТО 1. Главным символом советского Архангельска является Здание проектных организаций (пл. Ленина, 4), построенное в 1983 г. Этот своеобразный "небоскреб" состоит из 24 этажей, его высота (вместе с мачтой) - 142 м.



ФОТО 2. Здание "напичкано" радиооборудованием, и в нем, помимо прочих коммерческих и общественных юрлиц, базируются все местные радиостанции.



ФОТО 3. Вид на Здание проектных организаций со стороны набережной Северной Двины.



ФОТО 4. Примерно в те же годы в непосредственном соседстве с Архангельским небоскребом были построены несколько необычных многоэтажных домов из бетонных блоков, - домов, которые, наверное, можно назвать многоэтажками "северного" типа. Первый этаж в таких зданиях отдавался, например, под музей, а все остальные этажи были жилыми. Здесь - ул. Чумбарова-Лучинского, 2.



ФОТО 5. Фасад таких зданий держится на конических колоннах, которые формируют галереи с обязательным по архитектурной моде своего времени деревянным потолком. Здесь - ул. Чумбарова-Лучинского, 3.



ФОТО 6. Еще несколько художественных сюжетов из эпохи развитого социализма. Над входом в здание по адресу ул. Свободы, 3 есть интересный бетонный барельеф.



ФОТО 7. И еще вот такой - с Юрием Гагариным, парящим в космической вечности.



ФОТО 8. Эта металлическая конструкция (одна из трех аналогичных) висит над входом в торгово-развлекательный комплекс, соединяющий сразу три жилые высотки по ул. Воскресенская (7, 9, 11).



ФОТО 9. Короткая вылазка на набережную Северной Двины. Обелиск "жертвам интервенции", сооруженный в 1950 г., обозначает место, где в 1920 г. был захоронен прах большевиков-подпольщиков, пострадавших от властей Северной области.



ФОТО 10. Это - Обелиск Севера (на Троицком пр-те). Воздвигнут в далеком 1930 г. по проекту скульптора И.К. Алтухова.



ФОТО 11. Пятигранный пьедестал интересен своими барельефами на "производственную" тему. На этом - сюжет с лесозаготовками.



ФОТО 12. На самом пьедестале возвышается гордая фигура архангелогородского помора, рядом с которым стоит не менее гордый по своей природе северный олень.



P.S.
Все фотографии сделаны 23.02.2017 - 25.02.2017.
Суровый край, суровая архитектура времен развитого социализма, на лицах скульптур и барельефов ни намека на улыбку.
Да, вы правы! Советская массовая культура - за исключением позднего феномена Гагарина с его солнечной улыбкой - постоянно акцентировала свою серьезность.
Вот то же самое пришло в голову при просмотре - суровость. Хотя решения нельзя назвать не интересными. Скульптура с помором улыбку вызвала - она как-то не очень хорошо считывается, возможно, из-за ракурса - человек и олень как будто сливаются в одно.
Суровость она и есть суровость, - прибавьте к увиденному температуру -20 по Цельсию ("мороз и солнце"). По поводу "слияния" фигур помора и оленя: ну, наверное, так задумано было для передачи идеи близкого сосуществования на Севере природного и человеческого миров ("мы с тобой одной крови").
Скорее всего, да, так оно и задумано изначально. Но мозг почему-то пытается поменять тела и головы местами.
Интересная экстраполяция мифа! Думаю, древние греки не стали бы особенно возражать...)
Здание проектных организаций - жуть (имхо), зато барельефы прикольные