Palermo. Fontana Pretoria.

Еще одна "визитная карточка" Палермо - Fontana Pretoria. Самый знаменитый фонтан столицы Сицилии имеет также неофициальное название Fontana della Vergogna (Фонтан Стыда). Под "стыдом" имеется в виду культурный шок благочестивых католиков, которые проходя каждый день по piazza Pretoria, вынуждены были созерцать обнаженных богов и богинь из белого мрамора, вольготно разместившихся вокруг главного фонтана. Причем все "прелести" небожителей были вырезаны настолько натурально и для кого-то настолько искушающе, что ревнители "чувств верующих" уже давным-давно успели поотрубать у мужских статуй первичные половые признаки. Женщинам-богиням, кстати, тоже досталось...

Скульптурный ансамбль Fontana Pretoria был создан на излете Ренессанса - в 1555 г. - флорентийским скульптором Франческо Камильяни (1530-1576), которого называют маньеристом, намекая на его причастность к зарождающейся эпохе барокко. Это был заказ вице-короля Неаполя Педро Альвареса де Толедо-и-Суньига, и изначально все скульптуры и сопутствующая ему архитектура размещались в его тосканской резиденции. Однако после смерти могущественного магната его наследники продали скульптурный ансамбль общине города Палермо. И вот в 1574 г., - разобранный, как говорят, на 644 части, - будущий Fontana Pretoria был транспортирован через всю континентальную Италию и половину Сицилии туда, где он стоит до сих пор. Фонтан собрали под руководством сына Франческо Камильяни - Камилло Камильяни (ум. 1603 г.).


ФОТО 1. Трио из нереиды, тритона и аллегоризированной реки Голубой Нил. На заднем плане - Chiesa di Santa Caterina.
IMG_8297.JPG


ФОТО 2. Другой ракурс с видом центрального фонтана.
IMG_8297.JPG


ФОТО 3. Нереида.
IMG_8297.JPG


ФОТО 4. Еще один тритон и аллегоризированная река Белый Нил. Нереида - за кадром.
IMG_8297.JPG


ФОТО 5. Белый Нил крупным планом.
IMG_8297.JPG


ФОТО 6. Тритон крупным планом.
IMG_8297.JPG


ФОТО 7. Еще один тритон.
IMG_8297.JPG


ФОТО 8. Богиня древесных плодов Помона. На заднем плане - бог времен года и фактический коллега Помоны - Вертумн.
IMG_8297.JPG


ФОТО 9. Вертумн крупным планом.
IMG_8297.JPG


ФОТО 10. Богиня урожая и плодородия Церера.
IMG_8297.JPG


ФОТО 11. Дионис, он же Вакх. На заднем плане - малоизвестная древнеримская богиня Опи, отвечающая примерно за то же, что Помона и Церера.
IMG_8297.JPG


ФОТО 12. Аллегоризированное изображение священного источника на вершине Геликона под названием Гиппокрена.
IMG_8297.JPG


ФОТО 13. Нижняя часть богини охоты Дианы. Верх показывать не стал, поскольку статуя обезглавлена.
IMG_8297.JPG


ФОТО 14. В нижней части фонтана (под прогулочной галереей) размещены стилизованные изображения животных: олень, лев, волк.
IMG_8297.JPG


ФОТО 15. Лошадь, бык, носорог.
IMG_8297.JPG


ФОТО 16. Тритон, держащий самую нижнюю чашу фонтана.
IMG_8297.JPG


ФОТО 17. На вершине фонтана размещена фигура существа, которого все здешние образованные люди знают как Genio di Palermo - гений Палермо. Это мифологическое существо обычно изображается как бородатый старик в короне, но допускается также иконография в виде мальчика. На заднем плане, напомню, - купол церкви Chiesa di Santa Caterina.
IMG_8297.JPG


ФОТО 18. Общий вид ансамбля со стороны Via Maqueda.
IMG_8297.JPG

P.S.
Все фотографии сделаны 03.10.2017.
красиво, особенно скульптуры женщин :-)
Вот кто-то придумал искушение для католиков: идти в храм мимо произведений искусства, интересно были возмущенные или все это тогда было в порядке вещей? Просто не представляю это в России в те годы.
Италия эпохи Возрождения и Россия эпохи Ивана Грозного - это всё-таки далеко не совпадающие вещи. Нравы, может быть, были одинаково жестокие и там, и там, но представления о Прекрасном у земляков Микеланджело, Рафаэля и да Винчи были не в пример более развитыми. Вы говорите "произведения искусства", но сами католические храмы того времени были точно такими же произведениями искусства - статуи, барельефы, картины... Папа римский, в конце концов, был главным покровителем ренессансного искусства. Т.е. при всей возможной дикости восприятия вырезанного в мраморе обнаженного тела значительной частью верующих, в обществе уже сложилось убеждение, что это никак не конфликтует с интересами Церкви. Более того, если новое искусство переключалось на темы церковные и библейские, то оно вообще служило интересам этой самой Церкви.
сейчас барышень с такой комплекцией сочли бы толстушками))
Ну, не знаю, - до рубенсовского стандарта они всё-таки не дотягивают...)
Этим летом по субботним вечерам стали пускать на крышу церкви св. Екатерины, так что мне довелось увидать Фонтан стыда сверху. Кроме того, по субботним вечерам фонтан подкрашивают сиреневой подсветкой.
Здорово! Еще бы по крышам Quattro Canti пустили походить!..)

Edited at 2018-09-14 12:23 pm (UTC)