Палермо. Мозаики Палатинской капеллы.

В предыдущем очерке я обещал рассказать про мозаики Палатинской капеллы. Сегодня я подготовился, - т.е. переснял отдельные иллюстрации из книги Rodo Santoro "The Palatine Chapel and Royal Palace", без которой в этом рассказе мне было бы просто не обойтись.

Палатинская капелла  (Cappella Palatina) - это, если калькировать на русский язык, не что иное, как дворцовая часовня. Имеется в виду дворцовая часовня нормандских королей Сицилии. Палатинская капелла была составной частью большого дворцового комплекса, впоследствии получившего название Palazzo dei Normanni, и строилась под непосредственным патронажем короля Рожера II (1095-1154). Что касается мозаик, то они украсили стены и потолок здания чуть позднее: в годы правления его сына Вильгельма I Злого (1154-1166) и его внука Вильгельма II Доброго (1166-1189). По всей видимости, подобно мозаикам Мартораны, аналогичные произведения Палатинской капеллы создавались мастерами приглашенными из Византии. И опять-таки, подобно интерьеру Мартораны, в некоторых местах Палатинской капеллы древнее византийское искусство было не всегда удачно дополнено искусством позднего итальянского барокко: в конце XVIII в. была проведена масштабная реставрация, после которой появились мозаки, весьма контрастирующие по стилю с теми, что создавались за шесть веков до того.


ФОТО 1. Мозаика с каноническим изображением Христа Пантократора.



ФОТО 2. Четвертый день Творения мира. Появляются Солнце, Луна и звезды. У каждого из небесных тел своя орбита - в соответствии со средневековыми представлениями об устройстве Вселенной. В середине круга, само собой, должна быть Земля.



ФОТО 3. Грехопадение. Сын Божий поочередно обращается к Адаму и Еве с вопросами о том, зачем они ели плоды с запретного дерева. Ответ Адама (показывает налево от себя): "Жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Бытие, 3, 12). Ответ Евы (показывает пальцем вниз): "Змей обольстил меня, и я ела" (Бытие, 3, 13).



ФОТО 4. Укрупним изображение.



ФОТО 5. Изгнание из Рая.



ФОТО 6. Сюжет со сватовством Исаака к Ревекке. Человек от Авраама встречает у колодца "девицу прекрасную видом" и просит ее напоить его верблюдов. Та "тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть воды, и начерпала для всех верблюдов его" (Бытие, 24, 20).



ФОТО 7. Ревекка едет с людьми Авраама к своему будущему жениху.



ФОТО 8. Борьба Иакова-Израиля с ангелом, который, на самом деле, представлял Бога. "И боролся с ним Некто до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда Он боролся с Ним" (32, 24-25).



ФОТО 9. Эта мозаика иллюстрирует текст новозаветного апокрифа "Деяния Петра". Один из эпизодов этого сказания посвящен проповеди апостолов Петра и Павла в Риме, где им пришлось вступить в полемику с искушенным в оккультных науках Симоном Магом. Состязание подогревалось тем, что за ним наблюдал сам император Нерон. Главным испытанием для обеих сторон было опыт с воскрешением мертеца. Понятно, что апостолы оказались победителями. На снимке мы видим двух персонажей апокрифической истории - Симона Мага и императора Нерона. Интересно, что Нерон изображен не так, как мог бы в реальности выглядеть римский император I века н.э., а так, как мог бы выглядеть тогдашний император Византии.



ФОТО 10. Книга, из которой я перенес иллюстрации в этот очерк. Rodo Santoro "The Palatine Chapel and Royal Palace", Palermo, Arnone Editore, 2017
IMG_0338.JPG
Когда я смотрю на эти канонические конструкции из пальцев, я порой жалею, что у человека их на одной руке всего 5, а не, скажем, 16. Какие удивительные сочетания пальцев тогда можно было бы сооружать))
Да, "византийские" пальцы, судя по мозаикам (и иконам), обладали удивительной гибкостью...) Выразительность - на уровне азбуки глухонемых.
Может быть, отчасти это и было азбукой? Или неким кодом для посвящённых, как впоследствии рукопожатия для масонов?
Я не сомневаюсь, что у византийских иконописцев была своя "азбука" с большим набором комбинации пальцев и направленности кисти руки, которые должны были передавать многообразие человеческих мотивов в пределах архетипических для христианства сюжетов. Вся эта "распальцовка" как бы компенсирует отказ от буквенной (как в комиксах) передачи речи или мыслей персонажей.
Какие качественные мозаики. Видны предметы быта того времени: кувшины, колодец с воротилом, упряжь. Даже власяницы, в которые одеты Адам и Ева, узнаваемы. Хорошо, что есть пояснения. Ангел левой рукой повреждает бедро Иакова, а правой благословляет - интересно так принято изображать этот сюжет или это задумка автора в данном случае. Конечно, ответ на этот вопрос и не найти )
Я - не большой знаток византийской иконописи, но предполагаю, что существовали некие отработанные "стандарты" изображения библейских сюжетов, в жестких рамках которых допускались "оттенки" импровизации. Изображение борьбы Иакова с ангелом служит примером "спрессованности" передачи события. В реальности, Иаков сначала получает рану в бедре, а потом устное благословение; но картинка передает это так, как будто оба действия происходят одновременно. Как Вам такой "анти-кинематографический", средневековый образ мышления?
Последовательность событий одно за другим в данном случае, действительно, невозможно выразить в одном изображении. Наверное, предполагалось, что людям, смотрящим на мозаику известна эта последовательность.
Согласен, но я имею в виду разницу в менталитете: для современного человека, воспринимающего время как линию из пункта А в пункт В, такая условность кажется наивной, а между тем средневековый человек вполне мог воспринимать событие "одним пакетом", как бы с точки зрения вечности.
А может и правда, так воспринимали в то время. Нам уже не узнать.
Вот, благодаря такого рода образцам изобразительного искусства и узнаем...) Строго линейное восприятие времени - это уже признак влияния научного мышления.