Шакка и фильм "Соблазненная и покинутая" (1963)

Бродя по улицам и площадям Шакки, помимо всего прочего, я конечно же хотел найти то место, где снимались основные сцены фильма "Соблазненная и покинутая" ("Sedotta e abbandonata") или хотя бы узнать некоторые из архитектурных объектов, попавших в кадр. Моя любовь к кино была вознаграждена: всё, что надо, - нашел и узнал...

ФОТО 1. Памятник кинорежиссеру Пьетро Джерми на площади Piazza Gerardo Noceto - там, где в 1963 г. и проходили в основном натурные съемки фильма. Этот район в северной части Шакки (за пределами нормандской городской стены) в Средние века был заселен арабами-берберами, и впоследствии за ним закрепилось наименование Rabato. От арабского прошлого, разумеется, ничего не сохранилось, если не считать таковым признаком характерные узкие улочки этой части Шакки, вызывающие ассоциации с городскими кварталами Северной Африки.
IMG_0002.JPG

Давайте я вкратце и, по возможности, избегая "спойлеров", расскажу о сюжете этого трагикомического фильма. Наверное, подобная история могла случиться только на Сицилии (ну, или где-нибудь у нас на Кавказе). Известно ведь, что в патриархальных семьях нет тиранов, а есть защитники чести семьи. Когда шестнадцатилетняя дочь дона Винченцо потеряла невинность в результате посягательств одного безответственного хлыща, отец семейства в точности знал, как решаются проблемы такого рода: молодого человека следовало или отправить к праотцам или же сделать зятем, даже если бы тот и не особенно стремился к этой роли. И понеслась! Зрителю предстоит увидеть комическую сцену с несостоявшейся местью брата за честь сестры, а также уморительный эпизод с ритуальным похищением невесты (ит. «fuitina») - всё в лучших традициях сицилийской жизни! Нас — зрителей-иностранцев - все эти южные страсти, пожалуй, забавляют и даже умиляют своим самобытным колоритом, а вот местного майора полиции — одного из второстепенных персонажей фильма, - наоборот, вводят в легкую форму меланхолии: стоя перед картой Италии, он то и дело закрывает ладонью мысок того самого «сапога» и саркастически произносит фразу: «Так лучше!»

Цитата из монолога дона Винченцо: «Синьор судья, моя семья древняя и благородная, и она никогда не обращалась за помощью к Закону. Хотя один из ее членов и умер в свое время насильственной смертью, но мы и тогда не обратились к Закону, потому что у нас есть собственное достоинство». Осмелюсь рекомендовать этот фильм как художественное произведение, раскрывающее то, что называется, сицилийским характером.

Аньезе (Стефания Сандрелли) и Пеппино (Альдо Пульизи) - cоблазненная и соблазнитель.
Соблазненная и покинутая.jpg


Семейство Аскалоне во главе с доном Винченцо, которого играет замечательный актер (позже он снимется в одном из эпизодов первого "Крестного отца") Саро Урци (1913-1979).
Соблазненная и покинутая.jpg


ФОТО 2. Главная башня замка графов де Луна мелькает на горизонте в самом начале фильма, - когда идут титры. Если верить местным хроникам, замок возвели еще в 1380 г. С этим местом связана чисто средневековая история противостояния двух феодальных семейств: каталонцев де Луна и нормандцев Перолло. Поводом к войне был вечный как мир "шерше-ля-фам": в 1400 г. красавица Маргарита Перальта, принадлежавшая к одному из главных патрицианских родов Шакка, была насильственно выдана замуж за выходца из Каталонии - графа Артале де Луна. Между тем, девушка на самом деле была влюблена в Джованни Перолло, который представлял местную аристократию. Это было началом того, что вошло в анналы сицилийской истории как Caso di Sciacca - локальная "столетняя война" между графами де Луна и баронами Перолло. С переменным успехом она продолжалась вплоть до 1529 г., когда Сигизмондо де Луна, говоря соответствующим языком, "пошел на беспредел" и вероломно убил Джакомо Перолло. Дело имело такой большой резонанс, что дошло до разбирательства с участием самого императора Карла V - тогдашнего сюзерена Сицилии. Граф де Луна был вынужден бежать в Рим, где искал прощения грехов еще и у папы Климента VII. Говорят, что не получив искомого, в феврале 1530 г. он в отчаянии утопился в водах Тибра.
IMG_0002.JPG


ФОТО 3. Продолжаем вспоминать фильм "Соблазненная и покинутая". Porta San Calogero. Через эти ворота выехала прочь из города машина с похищенной невестой.
IMG_0002.JPG


ФОТО 4. В фильме конечно же не было никакой футбольной площадки. Однако именно здесь - в районе Piazza Gerardo Noceto - проходит вся активная жизнь города. Здесь, в частности, происходит ритуальное "похищение невесты".
IMG_0002.JPG


ФОТО 5. За спинами юных футболистов - стены храма Chiesa di Santa Maria dell`Itria.
IMG_0002.JPG


ФОТО 6. "Я бы вплетал свой голос в общий звериный вой / там, где нога продолжает начатое головой..." (И. Бродский)
IMG_0002.JPG


ФОТО 7. Над площадью, где когда-то разгорались нешуточные страсти, направленные на защиту чести отдельно взятой семьи, возвышается статуя падре Пио из Пьетрельчины (1887-1968) - монаха-капуцина и стигматика, канонизированного Иоанном-Павлом II в 2002 г.
IMG_0002.JPG


ФОТО 8. Барельеф над входом в церковь Chiesa di San Michele Arcangelo. Она тоже фигурирует в фильме.
IMG_0002.JPG


ФОТО 9. Так же, как и стоящая по соседству колокольня Torre Campanaria (1550).
IMG_0002.JPG


ФОТО 10. Однако, чтобы проникнуться атмосферой фильма, лучше просто погуляться по узким улочкам, спускающимся в сторону моря от площади Piazza Ciaccio.
IMG_0002.JPG


ФОТО 11. Все сидят по домам, - как и полвека тому назад, - сидят и хранят свои семейные тайны от посторонних.
IMG_0002.JPG


ФОТО 12. Не мог пройти мимо этого живописного старинного балкона. В фильме такие тоже были.
IMG_0002.JPG


ФОТО 13. В завершение нашей прогулки бросим взгляд на город у моря, который - вместе с кинорежиссером Пьетро Джерми - подарил нам очень трогательную и поучительную историю из жизни простых сицилийцев.
IMG_0002.JPG


P.S.
Все фотографии сделаны 7-9 октября 2017 г.
Ох уж эти арабы - где только Рабатов не понастроили! Вон, и на соседней Мальте таковой есть :-)
В таких декорациях южные страсти кипят убедительно))
Местные жители, наверное, и сейчас при решении проблем и споров не обращаются к помощи закона. То-то я смотрю улицы пустые )
В смысле, - решили проблемы, и теперь сидят по домам?..) Если серьезно, то вот эти "рабатные" улочки действительно малолюдны - как в бакинском Ичери-шехере (если убрать туристов). Однако есть городские площади - там людей традиционно много. Наверное, при фотографировании выбранных видов я просто избегаю попадания в кадр лишних "объектов".