Еще раз о гравюрах с выставки "История железных дорог"

Был уже у меня очерк про "железнодорожные гравюры". Думал, что не вернусь к этой теме, однако на днях еще раз побывал на втором этаже Ярославского вокзала, - а там выставка-то по-прежнему идет! Т.е. по заявленным срокам (02.10.2017 - 01.02.2018) уже должна была бы давно закончиться, но теперь, видно, станет неотъемлемой частью местного интерьера. Что не так уж и плохо: разночинный народ, как я посмотрел, ходит, разглядывает, просвещается... Что до меня, то я просто использовал возможность сфотографировать еще несколько гравюр.


ФОТО 1. "Две минуты остановки". Гравировал А.И. Зубчанинов по рисунку Н.Д. Дмитриева-Оренбургского. Из журнала "Всемирная иллюстрация", СПб.,1879. Эта гравюра с первого взгляда воспринимается как потенциально "кинематографическая". Легко представить себе ЧБ-фильм, одна из сцен которого - интермедия с остановкой поезда. Камера перемещается из салонов состава в открытое пространство "междупутья", а там, понимаешь, жизнь, как она есть... Ну, это взгляд in retrospect, а если подходить сугубо исторически, то гравюра "Две минуты остановки" конечно же воспроизводит эстетику живописи "передвижников" с их пафосом социальной критики.
IMG_0594.JPG


Сравните с картиной "Сельский крестный ход на Пасхе" (В.Г. Перов).



ФОТО 2. "Мост на 209-й версте". Из "Альбома картин Бендеро-Галацкой железной дороги, построенной во время войны России с Турцией в 1877-1878 гг.". СПб., 1879 г. Эта гравюра тоже, с одной стороны, кажется мне "кинематографичной", а с другой - отсылающей к картинам всё тех же передвижников.
IMG_0594.JPG


Сравните с картиной "Охотники на привале" (В.Г. Перов).



ФОТО 3. "Снеговые заносы на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге". Гравировал А.И. Даугель по рисунку А.К. Беггрова. Из журнала "Всемирная иллюстрация", СПб., 1871.
IMG_0594.JPG


ФОТО 4. "Снежные заносы на Оренбургской железной дороге зимой 1880 г.". По рисунку А.Ф. Бальдингера. Из журнала "Всемирная иллюстрация", СПб., 1880.
IMG_0594.JPG


ФОТО 5. "Мост через Волгу". Гравировал Э.К. Даммюллер по рисунку А.К. Беггрова. Из журнала "Всемирная иллюстрация", СПб., 1878.
IMG_0594.JPG


Хорошо передано действие, движение, особенно на первой гравюре. Она именно так и воспринимается, как движущаяся картинка.
Там даже изображение в целом выглядит как киношный кадр, а не как "картинка в рамке". В общем, я хочу сказать, что на художественном (не на техническом) уровне почва для появления кинематографа была уже подготовлена.