Москва. Музей "Дом Бурганова"

Я люблю скульптурные музеи по одной простой причине, - она заключается в том, что, если и имеет смысл что-либо фотографировать в музеях, так это объекты пластических искусств (скульптуры, статуэтки, инсталляции). Не так давно я побывал в "Доме Бурганова" (Большой Афанасьевский пер., д.15, стр. 9). Открытый в 2001 г., он является одним из двух музеев Москвы (еще есть музей-мастерская З. Церетели, открытая в 2009 г.), которые экспонируют в своих выставочных пространствах, главным образом, скульптуры больших и малых форм.

"Дом Бурганова" - это, если кто не знает, уютная огороженная территория, состоящая из двориков и павильонов. Учитывая то обстоятельство, что в день моего посещения все наружные экспозиции, подчиняясь неизбежным погодным условиям, попросту утопали в снегу, в двориках я ничего не фотографировал (наверное, побываю здесь летом), - зато много ходил по павильонам и снимал почти всё, что находилось в хорошем (для моей камеры) освещении. В этом очерке вы увидите, разумеется, работы скульптора Александра Николаевича Бурганова. Также будут работы его дочери - Марии Александровны Бургановой и некоторых других современных скульпторов, работающих в манере схожей с бургановским "новым романтизмом".


ФОТО 1. "Сидящая в кресле" (бронза, 1979) и "Девушка и конь" (бронза, 1990), - на мой вкус, самый гармоничные из скульптурных композиций, представленных в павильоне "Дом Пегаса". Они вообще хорошо гармонируют друг с другом.
IMG_0594.JPG


ФОТО 2. "Девушка и конь" крупным планом.
IMG_0594.JPG


ФОТО 3. "Азбука" (бронза, 2013). Те, кто не особенно любят творчество Бурганова, называют некоторые его произведения "расчлененкой".
IMG_0594.JPG


ФОТО 4. "Жест" (бронза, 1995). Да, опять "расчленёнка". Мне почему-то нравится.
IMG_0594.JPG


ФОТО 5. "Маркиз де Сад" (пластик, 2007). "Расчлененный", так сказать.
IMG_0594.JPG


ФОТО 6. "Крик" (бронза, 1987). Рука обретает в творчестве Бурганова некое автономное измерение, - на том же уровне, что и голова в традиционном искусстве. Рука как мыслящий объект.
IMG_0594.JPG


ФОТО 7. А эта рука - всем рукам рука - "Рука Творца".
IMG_0594.JPG


ФОТО 8. "Высокий каблук" (бронза, 1995). Рука, я так понимаю, маркирует у А.Н. Бурганова мужское начало, нога (и разного рода footgear) - женское.
IMG_0594.JPG


ФОТО 9. Летающая "Собака" символизирует что-то анти-человеческое и анти-божественное, - дьявольское начало, одним словом.
IMG_0594.JPG


ФОТО 10. Прекрасная "Турандот". Всё при ней.
IMG_0594.JPG


ФОТО 11. "Письмо" (мрамор, 1987). Довольно сложный скульптурный символ. Женское тело с "турандотовской" высокой  шеей имеет вместо головы письмо, из которого выглядыввает мужская рука ("Рука Творца"?).
IMG_0594.JPG


ФОТО 12. Мраморная "Оранта".
IMG_0594.JPG


ФОТО 13. "Портрет С.Л. Бобровой"  (композитные материалы, 2017).
IMG_0594.JPG


ФОТО 14. ЮЛ - Юрий Лужков. Да, это он, но без кепки. На фоне вечности, можно сказать.
IMG_0594.JPG


ФОТО 15. "Рабочий" (бронза, 1964). Традиционная для соцреализма "производственная" тема - это то, с чего А.Н. Бурганов начинал.
IMG_0594.JPG


Теперь сменим ракурс - познакомимся с деревянными скульптурами М.А. Бургановой.


ФОТО 16. "Ангел"  (красное дерево, 2014).
IMG_0594.JPG


ФОТО 17. "Девушка и ангел" (красное дерево, 2005).
IMG_0594.JPG


ФОТО 18. "Читающая" (красное дерево, 2014).
IMG_0594.JPG


ФОТО 19. "Девушка с птицей" (красное дерево, 2004).
IMG_0594.JPG


ФОТО 20. А.Н. Бурганов (отец) тоже в последнее время работает с деревом. У него, понятное дело, мужской, довольно жесткий  взгляд на взаимоотношения полов. Вместо ангелов - демоническая Саломея с головой Иоанна Крестителя.
IMG_0594.JPG


Предлагаю также познакомиться с некоторыми работами других скульпторов, которые я для себя отметил, побывав в "Доме Бурганова".


ФОТО 21. "Год Петуха" (бронза, 2016) от скульптора Юрия Злоти.
IMG_0594.JPG


ФОТО 22. "Сюрприз" (бронза, 2017) от скульптора Юрия Злоти.
IMG_0594.JPG


ФОТО 23. "Юрочка" (керамика, соли, глазури, 1999) от скульптора Афины Попандопуло.
IMG_0594.JPG


ФОТО 24. "Девушка с бокалом" (бронза, тон 2017) от скульптора Кирилла Протопопова.
IMG_0594.JPG


P.S.
Все фотографии сделаны 04.03.2018

Все-таки дерево придает какую-то теплоту, одушевленность скульптуре. Интересно, Лужков видел самого себя в таком виде?
"Теплота" дерева особенно выделяется на фоне холода "бронзы". Что до Лужкова, то, не сомневаюсь, что видел. Наверное, не узнал себя...)