Краткая история двухэтажных вагонов в России

1.jpg

В скором времени мне предстоит впервые в жизни прокатиться в двухэтажном поезде (Москва-Самара). Данное обстоятельство подвигло вашего покорного слугу озадачиться вопросом: откуда есть пошли двухэтажные вагоны? А также: какие "двухэтажники" мы имеем на текущий день?

В русской Википедии можно найти информацию о том, что первые двухэтажные вагоны стали выпускаться у нас еще в 1905 г. на Верхневолжском заводе железнодорожных материалов - предшественнике Тверского вагоностроительного завода. Нестандартные вагоны проектировались под нужды переселяющихся в Сибирь безземельных крестьян (Столыпинская аграрная реформа), - люди ехали на втором этаже, а на первом - их домашний скот. По-видимому (смотрите ретро-фотографию внизу) так оно и было. Сомнение вызывает только 1905 год. Известно ведь, что соответствующие указы, подготовленные П.А. Столыпиным, появились лишь во второй половине 1906 г. Тогда же началось и пресловутое "столыпинское переселение".



По разным причинам рационализаторский проект Верхневолжского завода не получил широкого распространения и быстро сошел на нет. Только в1965 г. - на этот раз специально для туристических целей - Ленинградским вагоностроительным заводом им. Егорова был выпущен "двухпалубный вагон с куполом обозрения" (пассажиры спали внизу, а пейзажами любовались наверху). Век этого "двухэтажника" также был недолог. Чудом сохранившийся образец нашел приют в Ташкентском музее железнодорожной техники.



И вот, наконец, мы переходим из исторического измерения в наше противоречивое настоящее. Когда в 2009 г. Тверской вагоностроительный завод получил заказ от РЖД на проектирование двухэтажных пассажирских вагонов, наверное, были неизбежные рассуждения о "связи времен" - о том, что нынешние "двухэтажники" будут создаваться чуть ли не в тех же цехах, что и сто лет назад, в эпоху Столыпинской аграрной реформы. Так или иначе, целью инженеров было создать собственный, российский вариант двухэтажного вагона. Проект был реализован и опробован спустя четыре года, - 1 ноября 2013 г. по маршруту Москва - Адлер отправился первый в истории новейшей России двухэтажный поезд.

В 2015 г. открылось еще четыре маршрута с двухэтажными поездами: С-Петербург - Москва, Казань - Москва, Воронеж - Москва и Самара - Москва. В 2016 г. открылось направление: Адлер - С-Петербург. В 2017 г.: Кисловодск - Москва. В том же 2017 г. "Аэроэкспресс" запустил на направлениях Киевский вокзал - аэропорт "Внуково" и Павелецкий вокзал - аэропорт "Домодедово" движение двухэтажных поездов ЭШ2 от швейцарской компании Stadler Rail AG.
А в Ташкенте до сих пор можно увидеть этот раритетный панорамный двухэтажник?
Ну да. Я лично там не был, но другие люди из ЖЖ посетили и засвидетельствовали.
Никогда живьём не видел двухэтажный вагон, будет интересно узнать впечатления.