А не побывать ли мне в Сингапуре?

После Сицилии в моем воображении медленно, но верно вырисовывается очередной остров-мечта. Он же остров-город, он же остров-государство, - одним словом, город-государство Сингапур. Предполагаемая поездка состоится еще очень не скоро: может быть, в 2020 или даже 2021 г. Пока что просто решил собирать информацию и, если можно так выразиться, разглядывать детали на расстоянии...

IMG_0465.JPG

Юрий Сигов. "Сингапур. Восьмое чудо света". М., Альпина нон-фикшн, 2017. Книга написана в жанре популярного страноведения, что, по-моему, угадывается уже из названия. Вообще, Сингапур самим фактом своего существования как бы провоцирует относиться к себе преимущественно со страноведческой точки зрения. Еще бы! Сингапур - одна из самых развитых экономик мира и заповедник классического капитализма, который уже не встретишь в Европе и, возможно, даже в США. При этом - перед нами страна с авторитарным режимом правления, с регулярно практикуемой смертной казнью и телесными наказаниями (!) в отношении преступников, а также с жесточайшим законодательством против тех, кто мусорит в общественных местах. В Сингапуре, главным образом, живут китайцы, но говорят они не только на китайском, но и на английском языке. Сингапур не обладет никакими полезными ископаемыми, но умудряется быть крупнейшим в мире центром нефтепереработки. Сингапур - это один сплошной мегаполис, но он же является еще и одним из самых экологически чистых уголков Юго-Восточной Азии. Ну, и как после этого не начать интересоваться "этими странными сингапурцами", а потом уже всем остальным?

Отрывок из книги:

"В общую концепцию по поддержанию чистоты в городе и жестокого наказания тех, кто за ней следить не желает и сорит, где попало, гармонично вписалась и так называемая "национальная автокампания". С ее помощью в Сингапуре довольно эффективно удалось покончить с пробками, загазованностью воздуха и перенасыщением улиц автомашинами - прежде всего находившимися в частном пользовании.
Для этого правительство Сингапура и стоимость машин подняло чуть ли не до небес (так, сегодня обычный седан BMW или Toyota Lexus могут стоить сингапурцу более 230 тысяч долларов со всеми накрутками), и дорожный налог сделало одним из самых высоких в мире и госпошлину при покупке автомобиля ввело такую, что поневоле сделаешь "правильный выбор" в пользу городского автобуса или наземного метро.

Тут стоить отметить, что сингапурское правительство вообще постоянно культивирует популярность общественного транстпорта и одновременно подавляет у местного населения желание обладать личным автотранспортом. К примеру, машину в Сингапуре нельзя купить без паспорта и - как минимум - наличия рабочей визы. Число машин ежегодно на всем острове строго регламентируется, опять-таки, правительством и колеблется в районе 950 тысяч "лошадок". Причем почти 90% из этих авто - не старше шести лет.

Кстати, дешевле, чем машина, имеющая право выезжать на улицы города в любое время, обойдется покупка авто со специальным красного цвета номером, с которым можно ездить только не в часы пик. Такой машиной разрешается пользоваться с понедельника по пятницу - с 7 вечера до 7 утра, а по выходным и праздникам можно будет ездить на ней в любое время. Если же водитель захочет на такой машине выехать и в рабочий день, то ему придется купить специальный пропуск стоимостью 20 долларов.

Прибавьте к этому очень высокую стоимость бензина (она выше, чем в недешевой Европе, и почти такая же, как и в Японии)".


Книга разбита на 8 глав (священное число у сингапурских китайцев!), в каждой из которых рассматривается тот или иной системообразующий элемент этого странного города-государства: британское наследие, отец-основатель Ли Куан Ю, прагматизм сингапурцев и их приверженность феншую, и т.д. Автором - профессиональным журналистом-международником - собрано огромное количество фактов, касающихся, прежде всего, повседневного быта сингапурцев. Едва ли не каждый из приводимых фактов направлен на то, чтобы спровоцировать у неискушенного читателя удивленную улыбку или же легкое "хмыканье" с невысказанным подтекстом, - что, мол, это конечно здорово, но точно не для нашего человека. Книга кажется добротной еще и в том плане, что в ней перечислено всё, чем славен современный Сингапур, начиная от Singapore Flyer, Marina Bay Sands и Jurong Bird Park и заканчивая коктейлем Singapore Sling, малайским мясным блюдом rendang и food-индустрией от hawker centres.

Впрочем, на этом достоинства заканчиваются. Минусов два. 1. Как путеводитель книгу использовать абсолютно невозможно! Я имею в виду отнюдь не точное указание адреса, а элементарно корректное обозначение того, как называется та или иная достопримечательность, - чтобы потом можно было без труда найти информацию в интернете или же непосредственно на месте. Например, автор упоминает "самый красивый и "правильный" китайский храм во всей Юго-Восточной Азии" Куан Ин Тынг. Только побродив по англоязычной википедии, вы, наконец, поймете, что речь идет о достопримечательности под названием Kwan Im Temple. Или же вот упоминается "Храм Тысячи Свечей" (он же "Храм Сакия Муни Будда"), который в рунете все-таки найти можно, но под именем "Храм Тысячи Лампад" (он же Temple of 1000 Lights и Sakya Muni Buddha Temple). Кажется, чего проще, - дать свой вариант перевода и (в скобочках) указать англоязычное сингапурское обозначение, однако автор почему-то этого не делает. 2. К сожалению, книга, не будучи и близко путеводителем, с другой стороны, также лишена и литературного достоинства. Автор конечно наблюдает и оценивает, но как бы post factum. Здесь вы не встретите драматургии открытия, если можно так выразиться. Просто в манере конструктора lego друг к другу подгоняются многочисленные "атомарные" факты. Иногда один абзац с другим совершенно не стыкуется логически, и это доставляет определенный дискомфорт во время чтения.

Выводы. Несмотря ни на что, книгу читать безусловно стоит, чтобы в голове сразу создалась некая объемная картина интереснейшего города-государства, и еще для того, чтобы вам потом захотелось уже самим собирать более корректную информацию об этом месте.

Среди моих знакомых Сингапур популярен не как главная цель путешествия, а как промежуточный пункт: удобный хаб для перелётов в/из ЮВА. Соответственно, логично остановиться здесь на пару дней в качестве бонуса к путешествию куда-нибудь в Индонезию, Малайзию и т.п...
Два дня для Сингапура - это очень мало...) Да, я знаю про "туроператорскую" концепцию Сингапура как бонуса для тех кто отдыхает на пляжах Бали или Филиппин. Однако такого рода "пакетность" не учитывает самодостаточность каждого из отдельного взятых мест. Представьте, что Вам предложат тур на Канарские острова с 2-дневным, "промежуточным" пребыванием в Барселоне в качестве бонуса... Думаю, те, кто знают и любят городской отдых в столице Каталонии, такой "экспресс-программой" едва ли бы удовлетворились.
я не имел в виду пакетников, я имел в виду людей, которые самостоятельно организуют свой отдых (как и я). Продолжительность пребывания в Сингапуре они стараются минимизировать из-за его адской дороговизны. Пара дней в Барселоне бонусом к путешествию на Канары - тоже неплохой вариант, т.к. не обязательно жить там неделю или две подряд, можно и много раз двухдневными порциями...
Что ж, Борис, у нас с Вами немного разные критерии хорошо спланированного заграничного путешествия, - но я думаю, это нормально...)
Не весело там быть автомобилистом. Конечно, это здорово, но точно не для нашего человека ))
Да, там другая психология. В отличие не только от нас, но, допустим, и от американцев, там нет культа личного автомобиля. Зато в Сингапуре гордятся тем, что все его граждане живут в собственной, не-съемной квартире.