Санкт-Петербург. Прогулка по Летнему саду.

Краткая справка. Летний сад - ровесник Санкт-Петербурга: согласно дошедшим до нас документам, начальные работы по благоустройству местности, где предполагалось построить летнюю резиденцию Петра I, стали проводиться еще в 1704 г. При первом архитекторе Летнего сада - Иване Угрюмове - велись главным образом осушительные работы; кроме того, из других мест в огромных количествах завозилась земля, которая должна была в итоге создать твердую и плодородную поверхность для произрастания будущих садовых деревьев. В 1711 г. - одновременно с возведением Летнего дворца по проекту Доменико Трезини - между Невой и Мойкой начали рыть Лебяжью канавку, которая фактически превращала территорию Летнего сада в изолированный остров, а также Поперечный канал, вплоть до 1777 г. разделявший большой садовый ансамбль на две части. Последним штрихом второго этапа планировки Летнего сада стало создание Карпиева пруда. К 1716 г., всё было готово для непосредственной работы с садовым ландшафтом (третий этап). Для этой цели из Франции был приглашен именитый Жан-Батист Леблон (1679-1719). При нем композиция Летнего сада получила структурообразующую главную аллею с боскетами, площадками и фонтанами, а скульптурное убранство - мраморные творения современных итальянских мастеров - достигло максимальной полноты разнообразия.

В своей прогулке я обращал внимание главным образом на статуи. У них сложная судьба. Подверженность каррарского мрамора разрушению в условиях переменчивой погоды северных широт и, разумеется, откровенный вандализм в XX в. сделали свое дело: в настоящее время все оригинальные скульптуры (за исключением одной - см. ФОТО 21) после крополивой реставрации хранятся в запасниках Михайловского замка. То, чем может визуально насладиться, начиная с 2012 г., современный посетитель Летнего сада, - это их точные копии из натуральной мраморной крошки.

ФОТО 1. Статуя "Слава" (ок. 1718) работы скульптора Пьетро Баратта стоит при входе на главную аллею.
IMG_0312.JPG


ФОТО 2. Недалеко от "Славы" возвышается "Белонна" (ок. 1718.) работы скульптора Альвизе Тальяпьетра. Беллона, если кто не знает, - это древнеримская богиня войны. Так что соседство неслучайное.
IMG_0312.JPG


ФОТО 3. Фонтан на Царицыной площадке.
IMG_0312.JPG


От Царицыной площадки движемся по главной аллее к т.н. "второй площадке".


ФОТО 4. Аллегорическая статуя "Архитектура" (ок. 1722) работы скульптора Пьетро Баратта.
IMG_0312.JPG


ФОТО 5. Гербовый фонтан.
IMG_0282.JPG


От "второй площадки", сообразуясь с железной логикой, идем по главной аллее к "третьей".


ФОТО 6. Здесь нас встречает аллегорическая статуя "Истина" (1717) работы скульптора М. Гропелли.
IMG_0312.JPG


ФОТО 7. "Четвертую площадку" украшает фонтан "Пирамида". Справа - статуя "Аврора" (1717) работы скульптора Джованни Бонацца.
IMG_0312.JPG


ФОТО 8. Фонтан "Пирамида" в другом освещении.
IMG_0312.JPG


Обойдем фонтан по кругу и полюбуемся каждой статуей по отдельности...


ФОТО 9. "Аврора" - в профиль.
IMG_0312.JPG


ФОТО 10. Статуя "Полдень" (1717) работы скульптора Джованни Бонацца.
IMG_0312.JPG


ФОТО 11. Статуя "Закат" (1717) работы скульптора Джованни Бонацца.
IMG_0312.JPG


ФОТО 12. Статуя "Ночь" (1717) работы скульптора Джованни Бонацца.
IMG_0312.JPG


Среди зелени центральной аллеи можно встретить также интересные бюсты...


ФОТО 13. Бог войны Марс.
IMG_0312.JPG


ФОТО 14. Император Нерон.
IMG_0312.JPG


ФОТО 15. Статуя Аполлона Бельведерского, хотя и создана итальянцем (Паоло Трискорни), однако имеет относительно позднее происхождение (1820-ые гг.) и стоит в Летнем саду с 1830 г.
IMG_0312.JPG


ФОТО 16. Перекресток аллей в районе Карпиева пруда.
IMG_0312.JPG


ФОТО 17. Карпиев пруд и вид на Михайловский замок.
IMG_0312.JPG


ФОТО 18. Выход к Лебяжьей канавке.
IMG_0312.JPG


ФОТО 19. Аллея идущая параллельно Лебяжьей канавке.
IMG_0312.JPG


ФОТО 20. Памятник великому баснописцу И.А. Крылову (1769-1844), без которого Летний сад теперь просто немыслим, был установлен близ главной аллеи в 1855 г. Автор - знаменитый Петр Карлович Клодт, более известный динамичными композициями на Аничковом мосту. Поводов увековечивания памяти Ивана Андреевича в Летнем саду - две: известно, что тот любил здесь проводить свободное время; известно также, что в петровские времена чуть ли не на этом самом месте стояла скульптура Эзопа.
IMG_0312.JPG

Уместным будет привести здесь отрывок из поэмы "Старинные октавы" Дмитрия Мережковского:

"Когда же Летний сад увидел снова,
Я оценил свободу летних дней.
С презрением, не говоря ни слова,
Со злобою смотрел я на детей,
Играющих у дедушки-Крылова,
И, всем чужой, один в толпе людей,
Старался няню, гордый и пугливый,
Я увести к аллее молчаливой".


ФОТО 21. Летний дворец Петра I. Вид со стороны Невы. Обратите внимание на скульптурную композицию перед дворцом. Аллегорическое творение Пьетро Баратта под названием "Мир и Победа" (1722) посвящена Ништадтскому миру, которым завершилась для России победоносная Северная война. Кстати, это единственная скульптура находящаяся сейчас в Летнем саду, которая является отреставрированным оригиналом.
IMG_0312.JPG


P.S.
Все фотографии сделаны 28.07.2018
так вот куда месье "слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил" Онегина :-)
С Днем Рождения! Счастья, радости, здоровья и новых увлекательных осмысленных перемещений!