Петр Первый в Воронеже

Этот год у меня получился насыщенным в плане посещения мест, связанных с памятью Петра Великого: Марциальные воды, Кронштадт, Петергоф, Летний сад в С-Петербурге. И вот, теперь Воронеж в общую копилку...


ФОТО 1. Бронзовый памятник основателю российского флота впервые был установлен в Петровском сквере в 1860 г. Во время немецко-фашистской оккупации был вывезен в Германию на переплавку. Был восстановлен в общем своем виде в 1956 г. по проекту скульптора Н.П. Гаврилова.
IMG_8706.JPG



ФОТО 2. Памятник "охраняют" пушки начала XVIII в.
IMG_8706.JPG


Историческая справка. Воронежу - "сухопутному" городу на лесостепной окраине Московского царства - суждено было стать "колыбелью российского флота" по сугубо политической причине. Дело в том, что вплоть до 1698 г. юный царь Петр был одержим идеей выхода России именно к южным морям. С этой целью был организован первый Азовский поход (1695); с той же целью в 1696 г. организовывался и второй, когда Азов было решено брать с помощью регулярного флота. С марта по апрель в Воронеже развернулось корабельное строительство, главное участие в котором, разумеется, принимал сам Петр Алексеевич. Ставка делалась на парусно-весельную галеру, образец которой был заблаговременно приобретен в Голландии. По некоторым данным, всего на воду было спущено 23 галеры (в том числе "петровская" "Принципиум"), которые поочередно отплывали к Азову после предварительной отправки стругов с войсками и грузом. Последним из Воронежа отправился отряд из четырех брандер. Тогда же были выстроены и два галеаса - "Апостол Петр" и "Апостол Павел", - однако они, спустившись с остальными судами в низовья Дона, во взятии Азова не участвовали.  После успеха в Азове, Воронеж превратился в центр одноименного адмиралтейства, на верфях которого не прекращалось корабельное строительство для пополнения арсенала Азовского флота. В 1700 г. на воду были спущены два 58-пушечных линейных корабля - "Черепаха" и "Гото Предестинация". Даже когда полным ходом шла Северная война (1700-1721) и главный вектор "морских" интересов России сместился в сторону Балтики, большие линейные корабли на реке Воронеж, страдавшей от сезонного мелководья, строили с прежней активностью. История Воронежского адмиралтейства оборвалась в 1711 г. - после заключения Прутского договора с Османской империей. Потеряв Азов и гипотетический выход к южным морям, Россия, соответственно, потеряла и право содержать военный флот. Кораблестроительство в Воронеже было прекращено... Итак, подводя итоги, можно сказать, что первый раз царь побывал здесь весной 1696 г. в связи с упоминавшейся выше подготовкой второго Азовского похода. В дальнейшем на верфях Воронежа Петр появлялся в: 1698, 1699, 1700, 1701, 1703, 1705 и 1709 гг. Последний его визит - в декабре 1722 г. - был связан с возвращением из Каспийского похода. В Воронеже тогда уже не строились корабли, и тем не менее, император, предвидя новую войну с Османской империй, на месте отдал приказ о возобновлении работы местных верфей. С соотвествующей миссией в 1723 г. сюда даже будет прислан адмирал Матвей Змаевич. Судя по тому, что Змаевича в 1725 г. наградят орденом Александра Невского, императорский наказ был выполнен. Впрочем, смерть Петра Первого в том же году внесла в судьбу Воронежа свою окончательную коррективу, и город теперь уже бесповоротно вернулся к прежней "сухопутной" жизни.


ФОТО 3. Перенесемся к стенам Благовещенского собора. Здесь с 2003 г. стоит памятник епископу Митрофану Воронежскому (1623-1703) - святому РПЦ и одному из немногих церковных иерархов, который оказывал активную поддержку Петру I в его начинаниях, - в частности, жертвовал денежные средства на кораблестроение в Воронеже. Уважение царя было к нему настолько велико, что ради личного участия в погребении епископа в 1703 г. он раньше запланированного срока приехал в Воронеж, где и руководил.
IMG_8714.JPG


ФОТО 4. К постаменту памятника прикреплена металлическая плита, на которой в символической форме изображен момент рождения российского флота.
IMG_8714.JPG


P.S.
Конкретными местами в Воронеже, связанными с Петром Первым могут считаться Успенский Адмиралтейский храм (будет у меня отдельный очерк про воронежскую набережную!) и остров Петровский, стоящий на реке Воронеж в точности напротив Адмиралтейской площади. Самая первая верфь в Воронеже находилась именно на острове Петровском. Еще сто лет спустя, при губернаторе Д.Н. Бегичеве, собиравшемся открыть здесь мемориальный сад в честь Петра Великого, в местном здании, оборудованном под цейхгауз, могли указать комнату, в которой когда-то жил августейший гость. Сад так и не обустроили, а цейхгауз тот благополучно простоял еще сто лет, пока не не был разрушен во время ВОВ (1941-1945). Кстати, нынешний Петровский остров в Воронеже это не совсем тот, что был при Петре. Дело в том, что после создания в 1972 г. Воронежского водохранилища его полностью затопило. И вот, представьте, тогда же, по горячим следам Петровский остров был "намыт" заново!

P.S.
Все фотографии сделаны 12.10.2018
Помню, как в детстве собирал модель корабля "Орёл" - одного из тех, что Пётр в Воронеже строил :-)
Борис, всё не так! "Орел" не был построен в Воронеже. Более того, он не был построен Петром Первым. "Орел" - единственный корабль, который был спущен на воду при царе Алексее Михайловиче. Его единственным плаванием был путь по Оке и Волге до Астрахани. Его потом сожгли разинцы.
Одним императорам в советские времена памятники демонтировали, другим восстанавливали. А, интересно, есть статистика, сколько на сегодняшний день памятников Петру I?
1. Сразу после октября 1917 демонтировали памятники даже Петру I (например, известный памятник в Петрозаводске), а некоторые (Николаю I, например у Исаакия в СПб) каким-то чудом выстояли. 2. Можно конечно же посчитать, и, кажется, в подавляющем большинстве случаев они стоят именно в местах исторически связанных с памятью о посещении их Петром I.

Edited at 2018-11-07 08:17 am (UTC)