Воронеж. Корабль-музей "Гото Предестинация".

Историческая справка. "Гото Предестинация" (в переводе с немецко-латинского "Божье Предвидение") - особая гордость в истории российского флота. Это был первый линейный корабль, созданный российскими мастерами без участия иностранных специалистов. Главным строителем корабля (хотя и не автором проекта) можно считать Феодосея Скляева (1672-1728) - когда-то участника "потешных полков", который в 1696-1698 гг. проходил обучение корабельному делу в Венеции. "Гото Предестинацию" строили около 1,5 лет - с ноября 1698 по апрель 1700 г. Спуск корабля на воду был превращен в официальную церемонию, ради которой царь Петр привез в Воронеж сына Алексея, сестру Наталью, а также послов иностранных морских держав. Впрочем, впоследствии судно пришлось доделывать, пока, наконец, в 1710 г. оно не добралось до Азовского моря. И вот, уже в 1711 г. - после неудачного Прутского похода, - когда, в итоге, не в пользу России была решена судьба Азовского флота, "Гото Предестинацию" в числе некоторых других "линкоров" пришлось продавать турецкому султану по согласованной двумя сторонами цене. В османском флоте судно служило недолго, - известно, что уже в 1718 г., поучаствовав в очередной турецко-венецианской войне, оно было продано своими новыми хозяевами на слом...


ФОТО 1. И вот, спустя три столетия - в 2011-2014 гг. "Гото Предестинация" была воссоздана в Воронежской области, на Павловском ССРЗ. "Реплика" самого знаменитого корабля Азовского флота конструировалась, исходя из обрывочных документальных данных - гравюр, писем и записок современников (чертежей не сохранилось!). ОФициальное открытие корабля-музея состоялось 27 июля 2014 г. - в День Военно-морского флота России. Тогда же судно сделало небольшой "круг" по Воронежскому водохранилищу, став на якорь в своем постоянном месте у Адмиралтейской площади. Речное мелководье, - как и в петровские времена, - не позволяет этому морскому судну выходить за пределы главного водного бассейна города. Впрочем, учитывая высоту Вогрэсовского моста, кажется, у "Гото Предестинации" в любом случае нет такой возможности.
IMG_8863.JPG


ФОТО 2. Внешний вид кормы. В центре гакаборта, окруженный мифологическими персонажами, прикреплен щит с коленопреклоненным ап. Петром. Ниже - окна капитанской каюты.
IMG_8863.JPG


ФОТО 3. Вид корабля со стороны носовой части.
IMG_8863.JPG


ФОТО 4. Нос корабля и гальюнная фигура - коронованный лев.
IMG_8863.JPG


ФОТО 5. Фрагмент внешнего бортового декора.
IMG_8863.JPG


ФОТО 6. Пушечные порты. Известно, что на оригинальном судне их обрамляли именно позолоченные резные венки.
IMG_8863.JPG


Поднимемся наконец-то на палубу...


ФОТО 7. Прямо по курсу - кают-компания, справа - спуск на батарейную палубу. Пушек на оригинальной "Гото Предестинации" было 58; на "реплике" разместили 32, а остальные 26 выставили на Адмиралтейской площади (вы их уже видели).
IMG_8863.JPG


ФОТО 8. Мы в капитанской каюте...
IMG_8863.JPG


ФОТО 9. Воссоздана - и даже "оживлена" восковой фигурой Петра - интерьерная обстановка начала XVIII в.
IMG_8863.JPG


ФОТО 10. В начале славных дел... Впрочем, восковая фигура изображает Петра в сильно зрелом возрасте, - скорее уж когда он появился в Воронеже проездом из Дербента (декабрь 1722 г.).
IMG_8863.JPG


ФОТО 11. Капитанская койка.
IMG_8863.JPG


ФОТО 12. Автограф Петра Первого.
IMG_8863.JPG


ФОТО 13. Теперь идем в кают-компанию. Она традиционно находилась в противоположной - носовой части корабля, под фок-мачтой.
IMG_8863.JPG


ФОТО 14. Восковая фигура отдыхающего в гамаке морского офицера.
IMG_8863.JPG


ФОТО 15. Общий офицерский стол кают-компании.
IMG_8863.JPG


ФОТО 16. Прежде чем спуститься на батарейную палубу, обратите внимание на шпиль, - с его помощью из воды вытягивалась якорная цепь.
IMG_8863.JPG


ФОТО 17. Следует иметь в виду, что на батарейной палубе моряки не только стреляли из пушек во время боя, но и отсыпались после работы наверху. Ну, а когда судно сходилось в поединке с неприятелем, тут должно было быть очень шумно! Восковая фигура изображает одного из моряков-пушкарей, подносящего фитиль к артиллерийскому орудию.
IMG_8863.JPG


ФОТО 18. С другого борта - еще один пушкарь.
IMG_8863.JPG


ФОТО 19. Теперь спукскаемся еще ниже - в трюм.
IMG_8863.JPG


ФОТО 20. Матрос Азовского флота трапезничает.
IMG_8863.JPG


ФОТО 21. В трюмах парусных кораблей, как правило, содержалиись не только продукты, но и домашняя птица.
IMG_8863.JPG


ФОТО 22. Печка стоит в трюме исключительно как элемент тематической экспозиции. Разумеется, на реальном корабле она всегда стояла на верхней палубе, под открытом небом. Ну, и выглядела такая печка, наверное, попроще.
IMG_8863.JPG


ФОТО 23. Поднимаемся наверх, любуемся верхушкой грот-мачтой и покидаем сей славный корабль-музей.
IMG_8863.JPG


P.S.
Музей работает в определенные часы (собирается группа), так что, если собираетесь посетить "Гото Предестинацию", придется прийти сюда заранее, чтобы потом вернуться к назначеному часу. Стоимость взрослого билета - 200 р., детского - 100 р.

P.P.S.
Все фотографии сделаны 13.10.2018.
Замечательный корабль-музей, с интересом "побывал" там, молодцы, кто все это сделал!
Резные украшения, конечно, изящны, но нафига они боевому кораблю?
Борис, Вы забываете, что на дворе тогда была эпоха барокко, и пестрый внешний декор для боевого корабля был просто обязателен! Сравните это с таким же ярким обмундированием тогдашних петровских гвардейцев - "семеновцев" и "преображенцев".
да, яркое обмундирование - такое же излишество :-)