Благоустроенная нижняя набережная появилась только в конце 1960-ых гг. Причины ее строительства были сугубо практическими: с началом работы Горьковской ГЭС уровень воды в Волге поднялся на 2,5 м., что создавало серьезную угрозу "сползания" верхней набережной. Проблема была решена только после того, как на место затопленного песчаного пляжа пришли километровые конструкции из бетонных блоков и плит.
ФОТО 1. Волжская башня.

ФОТО 2. "Дебакадерный" отель "Волжская жемчужина".

ФОТО 3. Вид с противоположной стороны.

ФОТО 4. Этот архитектурный объект носит двойное наименование: если смотреть снизу - грот, если сверху - смотровая площадка.

ФОТО 5. Общий план нижнего уровня Волжской набережной в районе Мякушинского спуска. Строго говоря, у главной набережной Ярославля - три уровня. Помимо верхнего, это тот уровень, что был создан в поздние 1960-ые - там, где асфальт с разметкой, - и, наконец, это та прибрежная полоса с оградой, что была облагорожена к 1000-летию города в 2010 г.

ФОТО 6. Крутой откос хранит память о тех уже достаточно далеких временах, когда Волжская набережная только создавалась. В 1823 году в Ярославле побывал император Александр I, который обратил свое августейшее внимание на полную необустроенность местной набережной. Главной проблемой было то, что берег элементарно "сползал" в матушку-Волгу. Губернатор А.М. Безобразов получил от министерства финансов 200 000 р. и немедленно организовал соответствующие инженерные работы, а также поставку необходимого для укрепления набережной материала. Известно, что на купцов, приходящих в Ярославль со своими грузовыми судами, была наложена обязанность привозить с собой определенное количество валунов, камней и песка. Что касается непосредственно строительства, то к нему были подключены заключенные из "коровницких арестантских рот", которые не только укладывали валуны, но и сажали деревья, засыпали неровности откоса.

ФОТО 7. У Речного вокзала.

ФОТО 8. Семеновский мост, или арка Семеновского спуска. В первоначальном своем виде был построен в 1820 г. Потом - вплоть до 1913 г. - неоднократно перестраивался.

ФОТО 9. Как раз при последней своей перестройке мост получил самое интересное свое украшение - капители колонн ионического ордера.

P.S.
Все фотографии были сделаны 24.11.2018.