Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly

Categories:

Москва. Ромул, Рем и Мадонна с младенцем на станции метро "Римская".

Одной из самых интересных по оформлению станций "салатовой" линии Московского мерополитена следует признать "Римскую". Вместе с такими станциями ветки, как "Чкаловская", "Крестьянская застава", "Кожуховская" и "Волжская", она была официально открыта 28 декабря 1995 г. Название стало символической составляющей культурного обмена между Россией и Италий, поскольку в проектировании станции принимали активное участие архитекторы из Вечного города (предполагалось, что у ихнего метро потом появится станция "Московская"). Тем не менее, художественным оформлением в римском стиле занимался наш соотечественник - скульптор Леонид Берлин (1925-2001), выполнивший скульптуры Ромула и Рема для верхнего зала станции, а также несколько медальонов с горельефами, из которых наиболее примечательна Мадонна с младенцем Иисусом.


ФОТО 1. Грустные, смурные и мокрые братья Ромул и Рем - будущие основатели Рима - только-только вылезли из Тибра, воды которого грозили им гибелью, и теперь приходят в себя, как бы в ожидании спасительного прихода Волчицы.
IMG_0298.JPG


ФОТО 2. Общий вид композиции с фонтаном на заднем плане.  Разломанная коринфская колонна должна, по идее, ассоциироваться с некоторыми типичными уголками исторического центра Рима. Для пассажиров метро (справа проход к эскалаторам) некоторая доза культурного шока обеспечена...
IMG_0298.JPG


ФОТО 3. Ракурс сбоку. Струи фонтана определенно изображают воды Тибра. Кстати, это единственный фонтан на территории Московского метрополитена.
IMG_0298.JPG


ФОТО 4. Изображения мальчиков весьма условны, без дотошного натурализма.
IMG_0298.JPG


ФОТО 5. Капитель коринфской колонны. Какое значение имеет здесь лазурная краска, я не знаю. Предполагаю, что это условное маркирование присутствия воды
IMG_0298.JPG


ФОТО 6. Теперь идем через центральный зал платформы к его торцу - там, где переход к "Площади Ильича".
IMG_0298.JPG


ФОТО 7. Медальон с Мадонной и младенцем Иисусом, кажется, является единственным в Московском метрополитене изображением религиозного характера. Леонид Берлин - художник-нонконформист - изобразил немного неклассическую Богоматерь: кормящая грудь у нее обнажена! Впрочем, надпись по ободку медальона вполне традиционная. Это слова из молитвы "Ave Maria": "Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus, nunc et in hora mortis nostrae. Amen. ("Святая Мария, Матерь Божья, молись за нас грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь."). Младенец Иисус странным образом похож на Ромула (или Рема?). Это неслучайно. Тема материнства (и даже чудесного появления на свет!) подспудно присутствует и в главно мифе Древнего Рима.
IMG_0298.JPG

P.S.
Совершим небольшой экскурс в древнеримскую мифологию.

Фрагмент из книги Тита Ливия "История Рима от основания Города" (1, 4):
"Когда изнасилованная весталка родила близнецов, то она объявила отцом этого безвестного потомства Марса или потому, что верила в это, или потому, что считала более почетным выставить бога виновником своего преступления. Однако ни боги, ни люди не в силах были защитить ее и детей от жестокости царя: жрица в оковах была брошена в тюрьму, а детей приказано было выбросить в реку. Но по воле рока Тибр выступил из берегов и образовал болота, так что нигде нельзя было подойти к настоящему руслу его; вместе с тем посланные надеялись, что дети потонут хоть и в стоячей воде. Итак, считая себя исполнившими повеление царя, они бросили детей в ближайшую лужу, где теперь находится Руминальская смоковница (говорят, что она называлась Ромуловой). В тех местах был тогда обширный пустырь. Существует предание, что, когда плавающее корыто, в котором были выброшены мальчики, после спада воды осталось на сухом месте, жаждущая волчица, шедшая из окрестных гор, направилась на плач детей. Она с такой кротостью припала к ним и кормила их грудью, что главный царский пастух, называвшийся, по преданию, Фавстулом, нашел ее лижущей детей. Последний принес их домой и отдал на воспитание жене своей Ларенции".

Картина Питера Пауля Рубенса "Ромул и Рем с волчицей" (1616). На этом полотне, помимо спасенных младенцев Ромула и Рема, мы видим их мать - весталку Рею, бога реки Тибр, пастуха Фавстула и прототип знаменитой Капитолийской волчицы.



P.P.S.
Все фотографии сделаны 19.01.2019
Tags: Москва, городская скульптура, метро
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments