Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly

Category:

Из истории ленинской "монументальной пропаганды" в Москве



Формулировка "монументальная пропаганда", если верить А.В. Луначарскому, принадлежит самому первому председателю СНК. По свидетельству наркома просвещения, весной 1918 г. имел он доверительную беседу с В.И. Лениным; и тот довольно неожиданно обратился к тому фрагменту из "Города Солнца" утописта Томмазо Кампанеллы, где упоминаются "фрески", с помощью которых населению эффективно прививался гражданский патриотизм. В условиях современности, а также в условиях сурового российского климата это якобы могло стать "монументальной пропагандой", - т.е. роль средиземноморских "фресок" играли бы "бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы". Особое значение придавалось Лениным вербальному сопровождению - "кратким, но выразительным надписям" с качественным идейным содержанием. Сказано - сделано. Уже 12 апреля 1918 г. был подписан декрет "О памятниках Республики". В 1918-1919 гг. улицы Москвы были буквально наводнены памятниками тем, кого большевики считали своими прямыми или косвенными предшественниками (разброс широчайший: от Ж.-П. Марата до Ф.М. Достоевского). Также на стенах зданий появились рельефные изображения с теми самыми "надписями", - например: "Обществу, где труд будет свободным, нечего бояться тунеядцев" (П.А. Кропоткин); "Искусство есть одно из средств, которые служат объединению людей" (Л.Н. Толстой);  "Когда Сократа спросили, откуда он родом, он  сказал, что он гражданин всего мира" (Цицерон).

От этого "проекта" мало что теперь сохранилось, - по той простой причине, что почти все художественные работы создавались из недолговечного материала. Из скульптур до нас дошли только меркуровский Ф.М. Достоевский и его же аллегоризированная "Мысль" (обе из гранита). Из рельефных изображений - "Рабочий и Крестьянин" над входом в ленинский музей на Площади Революции и "Рабочий с колесом" на стене "Утра России". О нем и поговорим...

Здание бывшей газеты П.П. Рябушинского "Утро России" (Большой Путинковский переулок, 5) - образец стиля модерн, ибо построено самим Ф.О. Шехтелем. Гипсовый серый прямоугольник с "монументальной пропагандой" почти никак выделяется на его величественном фасаде и некоторыми может быть даже ошибочно принят за обыкновенную табличку с информацией о достопримечательности. А ведь "табличке" этой уже сто лет!

Надпись - окаменевшее эхо эпохи "военного коммунизма" - гласит: "Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят". Фраза как будто бы родилась именно в ту эпоху, когда политическая риторика подогревалась идеологемами "диктатуры пролетариата", "гегемонии" и т.д. Однако перед нами цитата из источника более раннего времени - статьи знаменитого критика Д.И. Писарева "Посмотрим!" (журнал "Русское слово", 1865). В оригинале так: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком. Это значит, что вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят и из которых действительно сформировались первые и постоянно формируются новые представители базаровского типа".

Теперь обратимся к самому рельефному изображению. Архетипический Человек труда, крутящий некое колесо в окружении двух дымящихся фабричных труб, странным образом вызывает у меня ассоциацию с античным мифом об Иксионе - том самом, что был приговорен Зевсом к изощренным мучениям в Тартаре, где его приковали к безостановочно вращающемуся огненному колесу... Сознательно или нет, но, кажется, неизвестный автор барельефа находился под впечатлением не только от умозаключения Д.И. Писарева, но и от известной цитаты Маркса и Энгельса, в "Манифесте коммунистической партии" назвавших пролетариат "могильщиком буржуазии". В изображении явно не хватает второй фигуры.


Старинная гравюра, иллюстрирующая миф о страданиях Иксиона.



P.S.
Фотография барельефа сделана 06.04.2019.

Tags: Москва, городские фасады, история вопроса
Subscribe

  • Памятник неизвестному сварщику

    Был у меня когда-то очерк под названием "Памятник неизвестному поэту". Этот - из той же серии. Сварщик анонимен по определению, -…

  • "Ледяная синева" космоса

    Летом 2018 г. - наверное, сейчас уже мало кто об этом помнит, - но "космосом" в российских масс-медиа называли только одного человека, а…

  • Найди свой час

    Украсив фасад Казанского вокзала часами с "зодиакальным" циферблатом, архитектор Алексей Щусев, - возможно, сам того не подозревая, -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments