Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly

Categories:

Тюмень. Набережная реки Тура.

Набережную реки ТурА, в соответствии с туристическими клише, принято называть "жемчужиной города", "излюбленным местом отдыха горожан" и т.д. В общем, вполне готов согласиться (Народу, правда, при мне ходило не очень много, но тут, наверное, дело было в холодном ветре и температуре -5°.). Много я видел городских набережных по России, но та, что с 2012 г. успешно строится в Тюмени, производит впечатление, как минимум, своей инженерной продуманностью. Набережная Туры имеет четыре уровня (Для сравнения, образцовая Волжская набережная в Ярославле только три.). Предполагается, что по завершении всех работ общая протяженность "одетого в камень" правого берега Туры составит 4 км. Вот уж поистине сибирский размах!


ФОТО 1. Глядя на реку Туру с высокого берега, приятно погружаться созерцающей мыслью в глубину истории. Думать о том, что где-то в сентябре 1582 г. по этому самому руслу плыли струги отважного Ермака и его доблестной дружины, - плыли дальше, на северо-восток, туда, где Тура впадает в Тобол, а Тобол в Иртыш. Плыли к своей славе, а многие из них за своей гибелью...
IMG_0016.JPG


ФОТО 2. Мост Влюбленных. Вантовый пешеходный мост (длина 247,6 м., ширина 6 м.). Открыт в 1987 г.  В 2016-2017 гг. прошел капитальный ремонт. На левом берегу - Вознесенско-Георгиевская церковь.
IMG_9504.JPG


ФОТО 3. Вознесенско-Георгиевская церковь (очередное двойное название!) была построена в 1798 г. на средства прихожан. Храм был закрыт в 1929 г., возвращен церкви в 1996 г. и уже в начале нынешнего столетия прошел реставрацию. В этом месте, рядом с мостом Влюбленных причаливают прогулочные теплоходы. На правом берегу хорошо слышны доносящиеся оттуда объявления о времени очередного отправления.
IMG_9504.JPG


ФОТО 4. Вид с моста Влюбленных на Троицкий собор одноименного монстыря. Набережная, как видите, идет дальше, в северо-западном направлении.
IMG_9504.JPG


ФОТО 5. Теперь бросим взгляд отсюда - с самого верхнего уровня набережной, формально совпадающего с тротуаром улицы Республики - на восток. На горизонте реку Туру пересекает транспортный мост Челюскинцев.
IMG_0016.JPG


ФОТО 6. Спускаемся вниз. Тут сложная система диагональных переходов с мраморными парапетами: влево - вправо, влево - вправо...
IMG_9513.JPG


ФОТО 7. На этом уровне набережной начинаются скульптурные композиции. Данная называется "Студенты XIX века" (2012, Г. Вострецов).
IMG_9513.JPG


ФОТО 8. Чуть подальше есть и другая - "Студенты XX-XXI веков" (2012, Г. Вострецов).
IMG_9513.JPG


Ради любопытства поискал информацию, какие вузы есть в Тюмени: Тюменский государственный университет, Тюменский индустриальный университет, Тюменский государственный медицинский университет, Тюменский государственный институт культуры, Государственный аграрный университет Северного Зауралья...


ФОТО 9. Спускаемся к предпоследнему - самому широкому - уровню набережной.
IMG_9513.JPG


ФОТО 10. Прогуливаемся в сторону моста Челюскинцев.
IMG_9513.JPG


ФОТО 11. Самый нижний уровень набережной - вот он! Затоплен весенним разливом.
IMG_9513.JPG


ФОТО 12. Идем в обратную сторону. Вид на мост Влюбленных.
IMG_9513.JPG


ФОТО 13. Справа - своеобразная "стена истории".
IMG_9513.JPG


ФОТО 14. Понятно, что история Сибири начинается с мамонтов и стоянок первобытных людей.
IMG_9513.JPG


ФОТО 15. Потом резкий скачок к Ермаку.
IMG_9513.JPG


ФОТО 16. Семен Ульянович Ремезов - первый историк Сибири и строитель Тобольского кремля.
IMG_9513.JPG


ФОТО 17.  Витус Беринг (1681-1741). Считается, что отправляясь в одну из своих экспедиций на Дальний Восток, знаменитый путешественник делал здесь, в Тюмени последние сборы.
IMG_9513.JPG


Дальше идут барельефы, посвященные жизни горожан Тюмени в дореволюционную эпоху.


ФОТО 18. Горожанка и горожане.
IMG_9513.JPG


ФОТО 19. За ткацким станком.
IMG_9513.JPG


ФОТО 20. Уличная сценка.
IMG_9513.JPG


ФОТО 21. Производственный сюжет.
IMG_9513.JPG


ФОТО 22. Эта скульптурная композиция посвящена историю судостроительства и судоходства в Тюмени. Между поджарым инженером с цилиндром и бородатым купцом в картузе надпись: "В 1863-64 гг. в Тюмени основан первый судостроительный завод в Сибири". Однако до того, еще в 1860 г. местная компания пароходовладельцев купила и собрала в Тюмени 140-сильный пароход "Сибиряк", ходивший в Тобольск, Томск и даже Барнаул. Самым знаменитым судостроительным предприятием Тюмени конца XIX в. была фирма "Гуллет". На их заводе в 1893 г. было выпущено пассажирское судно "Кормилец", развивавшее скорость до 15 км/ч.
IMG_9513.JPG


Раз уж мы заговорили про историю, несколько слов об истории собственно Тюмени. Это самый первый русский город в Сибири (Тюменский острог был основан в 1586 г.). Этимология названия связана с древне-монгольским словом "тумен" ("10-тысячный отряд" при Чингисхане). Долгое время Тюмень был обыкновенным уездным городом в составе Тобольской губернии, пока в конце XIX в. не началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Линия пути прошла тогда не через Тобольск, а через Тюмень, который быстро превращается в средоточие торговли и промышленности Западной Сибири. Уже при первых большевиках город становится центром Тюменской губернии (1920-1923), а с 1944 г. - центром Тюменской области.


P.S.
Все фотографии были сделаны 30.04.2019.
Tags: Сибирь, Тюмень, городская скульптура, мосты, набережные, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments