Пермь. Егошихинское кладбище.

Егошихинское кладбище - старейший из сохранившихся некрополей Перми. Огромная территория в 50 гектаров исторически разделена на 6 конфессиональных участков: Старое и Новое православные кладбища, Лютеранское кладбище, Католическое кладбище, Иудейское кладбище, Мусульманское кладбище. Есть еще мемориальное Военное кладбище, на котором захоронены скончавшиеся в пермских госпиталях участники ВОВ (1941-1945). Кстати, именно там стоит известный монумент "Скорбящая мать", благодаря которому о Егошихинском кладбище что-то знают и за пределами города.

Так случилось, что на второй день моего пребывания в Перми (дело было в самом конце апреля, как раз на православную Пасху!) с утра резко повалил мокрый снег. Я конечно представлял, какая грязь и сырость ждет меня там, где обычно не бывает асфальтированных или даже грунтовых дорожек, но все-таки мужественно принял решение не отказываться от задуманной программы. Моя стойкость была отчасти вознаграждена возможностью увидеть обитель скорби на фоне депрессивного состояния природы. Мне это показалось интересным опытом.

ФОТО 1. Таких вот "скелетиков", могильных пирамидок из металлических прутьев никогда раньше мне видеть не приходилось. Их тут огромное количество, - стоят без всякой ограды и совершенно безымянные (вместо имен - какие-то пятизначные цифры). Отсюда, сквозь снежную пелену можно разглядеть силуэты новостроек мира живых. Контраст потрясающий!
IMG_0342.JPG


Егошихинское кладбище было основано в 1783 г. генерал-губернатором пермским и тобольским Е.П. Кашкиным, - как говорится, во исполнение еще 1772 г. указов Екатерины II и Правительствующего сената о запрете хоронить в черте города. Место для нового кладбища было выбрано на тогдашней восточной окраине, между речкой Егошихой и ее притоком, который тоже имел какое-то русско-финно-угорское народное название, но быстро утратил его, будучи замененным на мифологический топоним Стикс!


ФОТО 2. У Егошихинского кладбища есть два официальных входа. Один - со стороны улицы Н. Островского. Здесь возвышается Всехсвятская церковь - храм в стиле классицизма, построенный в 1836 г.
IMG_0342.JPG


ФОТО 3. Второй вход - со стороны Екатерининской улицы. Здесь стоит Успенская церковь, построенная в т.н. псевдо-русском стиле в 1905 г. на месте, где до того находилась деревянная Всехсвятская церковь еще времен генерал-губернатора Е.П. Кашкина. После возведения в 1836 г. каменной Всехсвятской церкви, эта - деревянная - была "переосвящена" в Успенскую, которой со временем тоже престояло облечься в камень.
IMG_9270.JPG


ФОТО 4. Захоронения у ограды Успенской церкви. Под "аналоем" - Иоанн Стефанович Серебренников, священник Петропавловской церкви. Под "стволом с обрубленными ветвями" - Анфиса Петровна Серебренникова (1850-1882), по всей видимости, попадья.
IMG_9270.JPG


ФОТО 5. По всему кладбищу - в окружении "скелетообразных" пирамидок - разбросаны потрескавшиеся от времени великолепные резные памятники из камня. На многих из них ФИО почти не прочитываются.
IMG_9270.JPG


ФОТО 6. Хаос забвения. Прямо какие-то античны руины. Между тем, покойная ("раба Божия Анна Ивановна Носова") покинула этот мир лишь в 1899 г.
IMG_0342.JPG


ФОТО 7. Каменные кресты.
IMG_0342.JPG


ФОТО 8. Образец дореволюционного искусства резьбы на могильных камнях.
IMG_0342.JPG


ФОТО 9. Время стирает даже слова священных текстов, высеченных на камне.
IMG_0342.JPG


ФОТО 10. Иногда камень сохраняет информацию о страданиях людей. Но где теперь те люди? Где "Нинуся" и ее родители с их горем?
IMG_0342.JPG


ФОТО 11. Здесь похоронен Николай Афанасьевич Теплов (1776-1813) - герой Бородинского сражения. Будучи тяжело контуженным, был отправлен в Пермь на лечение, где и скончался, несмотря на усилия врачей.
IMG_9270.JPG


ФОТО 12. Поклонный крест на месте предполагаемого захоронения Анастасии Гендриковой (1888-1918) - фрейлины императрицы Александры Федоровны. Известно, что после ареста царской семьи она добровольно последовала за своими августейшими патронами сначала в Тобольск, а затем в Екатеринбург. После расстрела Романовых в июле 1918 г. и последовавшего за этим отступления большевиков из Екатеринбурга Анастасия Гендрикова была арестована и отправлена в Пермь в статусе "заложника". В числе других заключенных была расстреляна за городом, в районе Сибирского тракта (ныне улица Героев Хасана).
IMG_0342.JPG


ФОТО 13. Участок Католического кладбища. Памятник посвящен ссыльным полякам, умершим в Перми в 1864, 1865 и 1866 гг. На обратной стороне есть надпись на русском: "Сей памятник пожертвован соотечественниками их, бывшими в изгнании, для незабвенной памяти".
IMG_9270.JPG


ФОТО 14. Рядом высятся каменные кресты с индивидуальными захоронениями поляков.
IMG_9270.JPG


ФОТО 15. Станислав и Бронислав Маньковские. Умерли в 1878 и 1895 г.
IMG_9270.JPG


ФОТО 16. Или вот...
IMG_9270.JPG


ФОТО 17. Даниэль Ярочиньски. Умер 14 мая 1877 г. в возрасте 36 лет.
IMG_9270.JPG


ФОТО 18.Металлический памятник из 1920-х гг. Читаем: "А.М. Батагов. Коммунар, председатель пермского ревтрибунала. Умер 6 августа 1922 года". Получается, здесь похоронен один из тех людей, кто, возможно, принимал решение о расстреле "заложников" навроде Анастасии Гендриковой...
IMG_9270.JPG


ФОТО 19. И в дальнейшем местная партийная элита, по старинке, находила место последнего упокоения здесь же, на Егошихинском кладбище - в окружении классовых врагов. На заднем плане виднеется Всехсвятская церковь.
IMG_0342.JPG


ФОТО 20. В заключение спустимся вниз, в буерак - туда, где течет то ли речка, то ли ручей с грозным наименованием Стикс. Согласно древнегреческой мифологии, воды Стикса отделяли мир живых от мира мертвых. И вот, как известно, с одного берега на другой (без возможности возврата!) перевозил людей в своей лодке мрачный старик Харон...
IMG_9270.JPG


P.S.
Пользуясь случаем, скажу несколько слов об истории основания города Перми. Косвенным образом она тоже связана с речкой Егошихой. В 1723 г. на правом ее берегу В.Н. Татищев и В.И. де Геннин запускают работу т.н. Егошихинского медеплавильного завода. Однако только в 1780 г. Екатерина II специальным указом придала разросшемуся заводскому поселку статус города с названием Пермь, который тогда же стал центром Пермского наместничества.

P.P.S.
Все фотографии сделаны 28.04.2019.
Здравствуйте!

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.

Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.

Фрэнк,

команда ЖЖ
Хммм... Вообще-то, и на 15-м, и на 17-м снимках - могилы мужчин.

На 15:
Tu spoczywają zwłoki s.p. Stanisława i Bronisława Mańkowskich
Zmarli w 1878 i 1895 r.r.
(то бишь, Станислав и Бронислав Маньковские)

На 17:
Tu spoczywają zwłoki s.p. Daniela Jarocińskiego
Zmarłego d. 14 maja 1877 r. Żył lat 36
Prosi o westchnienie do Boga
(Даниэль Ярочиньски)


А Вам большое спасибо за интересную информацию. :-)
Что-то эти "пирамидки" устрашают)). Ну и вообще кладбище мрачное.
Да, это не Сент-Женевьев-де-Буа...) Возможно, эффект был бы менее мрачным, если бы не погода, но я сознательно усугублял "мрачность".
С двояким чувством прочитал Ваш пост. Разделение кладбищ, лично у меня, всегда вызывает недопонимание. В моем городе тоже это присутствует. Моя бабушка - полячка (одно кладбище), отец - русский. Куда положат меня?
Это просто историческое разделение территории кладбища, - из тех времен, когда религиозно-этнические общины и в самом деле были обособлены друг от друга непроходимыми перегородками. Уже с советских времен на всех этих конфессиональных участках хоронят людей, которых можно отнести скорее уж к атеистам.