Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly

Categories:

Дэвид Боуи в Москве

Появился повод написать про блистательного Дэвида Боуи (1947-2016). Те, кто в теме, конечно же знают, что в Москве он был трижды: в 1973, 1976 и 1996 г. Последний раз - с официальным концертом в ГКД, выступив на котором, DB, по слухам, дал себе слово больше не приезжать в нашу Белокаменную столицу. Причины на то были, но не о них речь. И даже не о самОм этом неудачном визите великого рок-музыканта в новую Россию. В данном очерке меня гораздо больше интересуют обстоятельства фантастического появления DB в первомайской Москве 1973 г.

К тому времени он уже был звездой первой величины и им уже были написаны "Space Oddity" и "The Man who sold the World". Успех сопровождался концертными гастролями по всему миру, включая Японию, которую до него, помнится, завоевывали только The Beatles в 1966 г. Всего несколько сотен километров отделяли Страну Восходящего Солнца от материковой части СССР, в частности, от порта Находка. И вот, за считанные часы эксцентричным DB, - предвидевшим, как говорят, возможный приступ аэрофобии, - принимается вполне логичное решение возвращаться в Европу по суше, т.е. поездом через бескрайнюю Сибирь. Сознавал ли он, что тем самым отчасти повторит путь своего знаменитого земляка Робинзона Крузо?  Так или иначе, для начала DB просто сел на теплоход "Феликс Дзержинский", рейс Иокагама - Находка. Случилось это 21 апреля 1973 г. К слову сказать, в те же самые дни Владимир Высоцкий отправился на своем "Рено" вместе с Мариной Влади из Москвы в Париж...


Да, я ведь говорил про повод... Вот он! По адресу ул. Покровка, 18 - на кирпичной стене перпендикулярно одной местной ресторации - недавно появился мурал с Дэвидом Боуи. В реальности изображение выглядит еще более концептуально, - там наш герой как бы "троится". Сфотографировать весь мурал не получилось, поскольку рестораторы поддались пошлой предновогодней эйфории, выставив за месяц до праздника по ёлке с мишурой напротив каждой из двух других голов.



Чтобы представить себе СССР в 1973 г., конечно же стоит пересмотреть соответствующую серию парфеновского "Намедни. Наша эра": советское руководство торжествовало тогда по поводу крупнейшего, с его точки зрения, внешнеполитического успеха - вывода американских войск из Вьетнама; что же касается внутренней политики, то ЦК КПСС был озабочен проведением операции по тотальной замене партбилетов. Если говорить о музыкальной сфере, - о том, что теоретически могло заинтересовать Дэвида Боуи, - то это было время взлета популярности ВИА "Песняры", свидетельством чего была вставка их песни про "Яся и конюшину" в новую (апрель 1973 г.) серию "Ну, погоди!". Народными хитами тогда были песни "Увезу тебя я в тундру" и "Там за облаками" от ВИА "Самоцветы", а также "Звездочка моя ясная" от ВИА "Цветы". 1973 - это еще и знаковый год для русского рока: появилось название группы "Машина времени", а группа "Аквариум" сыграла свой первый самодеятельный концерт в Зеленогорске (под Ленинградом)... Однако вернемся к DB. Как там пелось - в той самой песне и из тех самых времен?

Родимый порт ты виден нам не четко
В рассветной дымке, дымке голубой.
И, если ты действительно Находка,
Зачем должны прощаться мы с тобой?

Попрощавшись с Находкой, Дэвид Боуи в сопровождении барабанщика Джеффа МакКормака, фотографа Ли Чилдерса и корреспондента UPI Роберта Мюсела добирается на местном поезде до Хабаровска, где благополучно пересаживается на поезд Владивосток - Москва. Из воспоминаний DB известно о проводницах Тане и Наде, которым он пел под гитару свои хиты, а за окнами в это время проносились совершенно безлюдные пространства дикой природы. Известно также, что вагон поезда музыкант покинул лишь во время остановки в Свердловске, - кто-то из его спутников вспомнил, что в этом городе убили последнего русского царя.


30 апреля поезд приехал в Москву. Судя по отражениям в стеклах вагона, можно предположить, что эта фотография сделана именно в Москве, на Ярославском вокзале.



Относительно места пребывания Дэвида Боуи в Москве в источниках почему-то фигурирует противоречивая информация. Пишут, в частности, про "Интурист", однако вот эта фотография свидетельствует о том, что остановился он тогда в "Национале". Из окна его номера хорошо просматривается Кремль с Мавзолеем, а также здание Государственного Исторического музея.



1 мая - День международной солидарности трудящихся. Дэвид Боуи и Джефф МакКормак гуляют по улице Горького, где в это время проходит традиционная праздничная демонстрация. "Наблюдать за всем этим интересно: вид огромного количества людей, объединенных общей целью, впечатляет", - напишет потом DB. В тот свой приезд он прогуляется по Красной площади и заглянет в ГУМ, а уже на следующий день покинет столицу СССР на поезде Москва-Варшава. Далее - Берлин и Париж.



В Москву DB вернулся ровно через три года - в апреле 1976 г. На этот раз он приехал в компании другой звезды рок-музыки - Игги Попа (справа), с которым, в частности, отмечал его день рождения в ресторане гостиницы "Метрополь". По этой фотографии видно, какая достопримечательность больше всего поразила Дэвида Боуи - храм Василия Блаженного.
DB1.jpg


По старой памяти DB наведался тогда в ГУМ.



P.S.
Фотография мурала с Дэвидом Боуи сделана 06.12.2019
Tags: lyrics, street art, ЖЗЛ, Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments