Виталий Пискунов (piskunov_vitaly) wrote,
Виталий Пискунов
piskunov_vitaly

Categories:

Ярославль. Город, где снимают фильмы.

Первый художественный фильм с видами Ярославля сняли еще в Царской России, и назывался он "Драма на Волге" (1913). Мелодраматическая картина продолжительностью 42,5 мин. была создана на т.н. Ярославской кинофабрике. Всего за четыре года своего существования (1913-1917) эта студия  под руководством предприимчивого коммерсанта Григория Либкена выпустила около 70 фильмов, копии которых в большинстве своем погибнут в дни Ярославского восстания (июль 1918 г.).

С тех пор Ярославль не попадал в кинообъектив вплоть до 1960-ых гг., когда здесь были сняты фильмы "Чистое небо" (1961), "Женщины" (1966) и "Цветы запоздалые" (1969). В первом из названных фильмов фигурируют виды Волжской набережной, которые с тех пор остаются визитными карточками города вплоть до современных телесериалов; в "Женщинах" (1966) есть виды Спасо-Преображенского монастыря; а в "Цветах запоздалых" (1969), где по сценарию требовался исторический фон, одна из сцен снималась рядом с церковью Ильи Пророка на Советской площади. В 1970-ые гг. в Ярославле снимались телесериал "Большая перемена" (1973), а также кинофильмы "Свой парень" (1973) и "Афоня" (1975). По сравнению с предыдущим десятилетием, количество локаций для съемок существенно увеличилось, - теперь это уже задействовался не только исторический центр города, но и его окраины (Например, в "Афоне" (1975) известный персонаж Л. Куравлева живет в спальном Дзержинском районе.). В перестроечные уже времена в Ярославле был снят телефильм "По знаком Красного креста" (1987), в котором есть кадры со стенами Спасо-Преображенского монастыря, Которосльная набережная со Стрелкой и даже Знаменская башня. Из полнометражек достоин упоминания тот эпизод в "Кин-дза-да" (1986), где Гедеван видит себя во сне, - сцена эта снималась зимой на Волжской набережной.


Плавно переходим к тому, как ярославская городская натура использовалась (и используется) в новейшем отечественном кино, а также в телесериальной продукции. Ниже - кадр из фильма "Турецкое седло" (2017): главный герой - бывший специалист по слежке из "органов" - встречается с куратором на Октябрьском мосту, с которого открываются живописные виды на Волгу.
ТС.jpg

Фильм "Вор" (1997) с В. Машковым - про послевоенную советскую жизнь - снимали, по большей части, в Красноперекопском районе, где на то время еще оставалось много характерных домов барачного типа. В фильме "Чек" (2000) тоже много сцен снималось в Красном Перекопе, но также представлен и исторический центр, включая Которосльную набережную. Целиком снимавшийся в Ярославле "Мусорщик" (2001) Г. Шенгелии с А. Гуськовым в основном игнорирует знаковые достопримечательности города, и это, надо сказать, только содействует передаче его подлинной, "не-туристической" атмосферы. В этом ряду и фильм "Неуправляемый занос" (2005) всё того же Г. Шенгелии. Добрым словом стоит упомянуть мистический телесериал "Иное" (2007), создатели которого не просто провели съемки в Ярославле, а сделали из Города на Волге своеобразную аномальную зону, где среди обычных наших современников живут "суккубы", "черные вдовы" и устроители "клубов самоубийц". Противоположный случай, - когда городские виды эксплуатируются для искусственного воссоздания обстановки не только другой эпохи, но и совершенно другого города, - телесериал "Котовский" (2010) с В. Галкиным. Постановщики этой картины решили, что, как никакой другой город, Ярославль похож на дореволюционный Кишинев!.. Кажется, больше таких "опытов" с ярославской городской натурой с тех пор нет проводилось. Теперь здесь больше снимают все-таки про современность, хотя и, по большей части, в телесериальном формате ("Ищу мужчину" (2015), "Точки опоры" (2015), "Напарницы" (2016), "Чужая дочь" (2016), "Домашний арест" (2018), "Галка и Гамаюн" (2019), "Куба. Личное дело." (2019) и т.д.). Из интересных кинофильмов, снятых в последние годы в Ярославле, стоит отметить "Турецкое седло" (2017), "Аритмию" (2017).

Главный герой "Турецкого седла" (2017) живет в известном "сталинском" доме по адресу ул. Советская, 2. Кто хорошо знает Ярославль, может легко отследить также некоторые места его пеших "прогулок": нижний уровень Волжской набережной, пешеходная улица Кирова, улица Трефолева и, разумеется, Октябрьский мост.

Как и в советском фильме "Афоня" (1975), главные персонажи "Аритмии" (2017) живут и работают в Дзержинском районе - т.е. на спальной окраине города. Тем не менее, есть в картине и один маленький эпизод (встреча Олега и Кати), снятый в центре - а именно в районе ярославской Красной площади. Что касается финальной сцены с автомобильной пробкой, она снималась на Толбухинском мосту (через Которосль).

За феноменом "ярославского кино" стоит одна местная знаменитость - актер и ресторатор Юрий Михайлович Ваксман. Он был одним из основателей Ярославского камерного театра, а другим его художественным проектом стала компания ЯрСинема. Юрий Ваксман и его коллеги изначально занимались приемом на своей, так сказать, территории съемочных групп из Москвы с последующей организацией производственного кинопроцесса в Ярославле. Стоит ли говорить о том, насколько в областных центрах снимать дешевле, чем в Москве? Так уж получилось, что ярославцы подсуетились в этом деле первыми, и уже потому, наверное, в Ярославле снимают чаще, чем где-нибудь в Рязани, например. Для ЯрСинема всё началось с "Мусорщика" (2001) и успешно продолжилось не одним десятком проектов, включая сюда уже упомянутого "Котовского" (2010) и заканчивая всё теми же фильмами "Турецкое седло" (2017) и "Аритмия" (2017). Был короткий период (2008-2010), когда ЯрСинема превратилась даже в маленькую провинциальную киностудию - как когда-то Ярославская кинофабрика Григория Либкена, - т.е. стала снимать свои собственные фильмы. К сожалению, благородное начинание не получило развития, хотя и оставило после себя четыре кинокартины: "Клоунов" (2009), "Снег на голову" (2009), "Гербарий Маши Колосовой" (2010) и почти гениальную "Гидравлику" (2010). Впрочем, был и еще один результат: с тех пор в Ярославле каждый год проходит кинофестиваль "Просто хорошее кино" (Ю.М. Ваксман там президент), на котором, в частности, можно посмотреть полнометражные и короткометражные фильмы, снимающиеся в славном Городе на Волге.


В связи с заявленной в этом очерке темой самой интресной из последних отечественных кинокартин, которые еще не вышли в прокат, мне представляется "Гроза" режиссера Григория Константинопольского. Это такая вольная, "осовремененная" экранизация известной драмы А.Н. Островского. Все съёмки велись в Ярославле. Судя по этому кадру, съёмочная группа побывала среди прочего в Спасо-Преображенском монастыре.
Гр.jpg


P.S.
В Ярославле продолжают снимать фильмы: хорошие, плохие, полный метр, телесериалы... Иногда мне кажется, я начинаю понимать причины этой особой маленькой роли славного города на Волге в большой структуре нашего отечественного кинопроизводства. Ярославль - это образцовый областной центр Средней полосы России, т.е., по идее, современность в нем должна органично сочетаться с культурной консервативностью (купола/колокола, музеи). Тем самым суммарная локация, с одной стороны, не напоминает о суматошной, мультикультурной Москве, а с другой, исключает из поля зрения депрессняк настоящей провинции... Еще мне кажется, что исторический центр Ярославля - с его белыми фасадами - это идеальное место для съёмок стильного черно-белого кино.
кино.jpg

Tags: Золотое кольцо России, Ярославль, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments